Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета

Что такое общедомовой счетчик электроэнергии?


Приборы этого вида могут быть одно – двухтарифные и многотарифные. Снизить затраты на освещение общедомовой территории можно с помощью многотарифного счетчика. Окупается его установка за короткое время, несмотря на высокую стоимость. Программирование устройств учета производится по следующим тарифным планам:

  • ночной – с 23-00 до 7-00;
  • полупиковый – с 10-00 до 17-00 и с 21-00 до 23-00;
  • пиковый – с 7-00 до 10-00 и с 17-00 до 21-00.

Разница показаний между суммой расходов по квартирам многоэтажного дома и общим счетчиком делится между жильцами. Сверка данных производится по квитанциям. При резком увеличении общедомового потребления необходима внеочередная проверка.

При наличии в доме ОДПУ возможна полная автоматизация процесса съемки показаний. Это способствует экономии средств на обслуживающем персонале и исключает сбои при начислении абонентской платы.

Как и за чей счёт провести замену или ремонт лифта в МКД

2. Федеральная программа капитального ремонта. Расходы делятся между собственниками и федеральным бюджетом. В таком случае необходимо пройти комиссию, которая учитывает срок службы и состояние лифта, состояние МКД и сумму, которую могут предоставить жители дома

К решению проблемы подключился Минстрой РФ. Благодаря работающей в регионах Программе ускоренной замены лифтов в 2022 году завершился монтаж 15 000 новых подъёмников взамен оборудования с истёкшим сроком службы. Как сообщает «Российская газета», программа позволяет привлекать средства из городских и региональных бюджетов, а также кредиты, предоставляемые производителями оборудования.

Классификация общедомовых счетчиков тепла

Исходя из конструктивных особенностей учетного оборудования, выделяют следующие типы теплосчетчиков:

  • электромагнитные;
  • тахометрические;
  • вихревые;
  • ультразвуковые.

Электромагнитные счетчики тепла подходят для эксплуатации в регионах с небольшим количеством примесей металлов в воде. Чем выше их содержание, тем больше вероятность завышения показателей прибора.

Повышенная жесткость воды может стать причиной выхода из строя и тахометрических счетчиков, механические элементы которых могут забиваться и требовать дополнительного обслуживания. Несмотря на это отсутствие электроники в конструкции приборов тахометрического вида делает их самым экономически выгодным вариантом.

Ультразвуковые счетчики, несмотря на то, что являются самым новым из всех видов данного оборудования, чаще всего выходят из строя, т. к. больше других подвержены влиянию внешних факторов.

Алгоритм

Для оформления акта о невозможности установки прибора учёта владельцу квартиры необходимо действовать следующим образом:

Обратиться в коммунальную компанию за разъяснениями о порядке начислений платы за коммунальную услугу.
Получить ответ с разъяснениями и причинами: применение повышающего коэффициента по причине отсутствия водомера, отсутствия составленного акта.
Обратиться в коммунальную компанию с заявлением о проведении обследования на предмет возможности монтажа водомера.
Дождаться визита представителя коммунальной компании для проведения совместного обследования.
Подписать акт о невозможности установки водомера и получить один его экземпляр на руки.
Обратиться повторно в коммунальную компанию с заявлением и копией акта. Проинформировать представителей УК о том, что расчётная схема абонента должна быть изменена – применение коэффициента недопустимо

При этом важно знать, что перерасчёт за все предыдущие периоды невозможен, то есть размер платы будет откорректирован только после даты составления акта.

Акт о невозможности установки счетчика поможет снизить размер платы за потребляемый ресурс. Расчёт платы будет выглядеть как произведение норматива потребления на тариф, но без использования повышающего коэффициента. Составить этот документ можно только при наличии определённых критериев, список которых утверждён приказом Министерства регионразвития.

Виды общедомовых приборов учёта

Перед выбором, установкой и оплатой общедомового прибора учёта стоит определиться с основными разновидностями оборудования. Различают следующие виды устройств:

  1. Тахометрические. Относительно доступные приборы механического типа. Их отличает простой принцип работы, но низкая устойчивость к жесткой воде с примесями.
  2. Электромагнитные. Они позволяют получать наиболее точные показания, подходят для использования в открытых и закрытых системах отопления. Их главные недостатки — высокая цена и необходимость внимательного обслуживания.
  3. Вихревые. Приборы отличаются надежностью и могут использоваться даже для теплоносителей с примесями и загрязнениями.
  4. Ультразвуковые. Устройства позволяют получать данные высокой точности и имеют различные виды модификаций. Из недостатков — требовательность к условиям работы и монтажа.

Логично, что выбрать подходящее оборудование для установки поможет ответственная за него компания. Специалисты учтут особенности инженерных систем дома и другие технические аспекты. Общее знание видов приборов поможет найти оптимальное решение, учитывая советы компании-установщика техники и ценовую категорию изделий.

Установка и оплата общедомовых счетчиков

Согласно федеральному законодательству, обязательство по оплате монтажа счетчиков возлагается на собственников помещений в многоквартирных домах. Если многоэтажка находится на балансе государства или муниципалитета и используется для осуществления государственных нужд, установка ОДПУ производится за счет бюджетных средств.

Сама процедура выглядит следующим образом:

  1. Проводится общее собрание собственников помещений. На нем решается, нужны ли счетчики, какие именно приборы покупать и какая компания будет устанавливать. Все подкрепляется соответствующим решением в письменном виде и за подписями участников. Решение может принимать и управляющая компания единолично, не оповещая при этом собственников квартир.
  2. Покупается счетчик.
  3. Все работы по установке согласовываются с УК, на балансе которой находится многоквартирный дом. В случае причинения повреждений и отсутствия разрешения УК виновник обязуется компенсировать причиненный ее оборудованию ущерб, поэтому согласование обязательно.
  4. Устанавливается счетчик. Если это делает сторонняя организация, потребуется присутствие представителей УК, но можно вызвать и мастера из управляющей компании.

В дальнейшем УК обязана проверить работоспособность прибора и его соответствие ГОСТам. До тех пор, пока он не будет опломбирован, показания с него браться в расчет не будут.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета

Обязательство по оплате установки общедомовых приборов учета возлагается на собственников квартир. Если дом является государственным, расходы компенсируются из бюджета. В оплату входит стоимость самого счетчика, работы по его установке и опломбированию.

Рассмотрим детальные примеры:

Пример 1: Многоквартирный дом. Сдан в пользование 01.01.2018 года, жильцам отводится 3 месяца на установку приборов контроля расхода тепловой и электрической энергии. Дом обслуживается не УК, а ТСЖ, поэтому оплачивать они будут самостоятельно все однозначно.

Пример 2: Многоквартирный дом, использующийся для государственных нужд. Квартиры в нем сдаются по договорам социального найма, но находятся в собственности муниципалитета. Обязательство по установке должна выполнить администрация.

На каком основании и в каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета

Прямым основанием, указывающим на обязательство по установке собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах приборов учета, является ст. 13 ФЗ «ОБ энергосбережении». В ней говорится, что данное требование должно быть выполнено до 1 июля 2012 года, а для жителей Крыма – до начала 2019 года.

Если дом только сдан в эксплуатацию, жильцам дается на установку 3 месяца.

Должны ли УК оповещать об установке ОДПУ

Установка общего учетного оборудования должна была быть окончена в старых домах еще в 2012 году. В то время УК оповещали всех собственников о планирующихся работах в письменном виде.

Сейчас же они это делать не обязаны, потому как наличие счетчиков является обязательным.

В случае, если собственники отказываются платить за установку

Оплата монтажа общих счетчиков производится до или после завершения работ. Если кто-либо из собственников выступает против этого, в соответствии с законодательством с них взыскивается оплата принудительно, дополнительно к этому они обязуются перечислить неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При необходимости установки приборов учета жильцам может быть дана рассрочка по оплате на 5 лет.

Почему работы по установки не выполняются за счет средств текущего ремонта

Согласно законодательству, средства, предназначенные на текущий ремонт, не могут расходоваться на установку счетчиков, если дом находится в неудовлетворительном состоянии. Предназначение данной статьи бюджета заключается в своевременном выявлении и устранении неисправности инженерно-коммунальных сетей для предотвращения аварии.

В таком случае доли собственников определяются в равномерных частях.

Порядок установки общедомового прибора учета

Для монтажа ОДПУ необходимо руководствоваться нормами Приказа Минэнерго РФ №149, согласно которому порядок действий выглядит так:

  1. Представители УК подают заявку в ресурсосберегающую организацию, приложив к ней копии свидетельств о собственности, учредительных документов, ИНН, свидетельства о регистрации в ИФНС.
  2. На рассмотрение заявки РСО отводится 10 дней после принятия.
  3. Заявителем подписывается проект договора, отправляется в РСО.
  4. Производится монтаж.

При получении отказа РСО может быть привлечена к ответственности по ст. 9.16 КоАП РФ за нарушение требований федерального законодательства.

Так ли необходима установка ОДПУ

К сожалению, до сих пор есть люди, не понимающие важность установки общедомовых счетчиков на свет, газ, воду и тепло, а между тем целесообразность их установки очевидна. В первую очередь, это необходимо для того, чтобы учитывать фактическое потребление, а не платить, к примеру, за потери в магистральных трубопроводах, а это происходит довольно часто

Стоит отметить, что стоимость энергоносителей растет и тарифы пересматриваются один раз в полугодие. Повлиять на это жильцы, к сожалению, не могут, зато они могут экономить, контролируя расход и снижая потребление. Установка ОДПУ поможет:

  • платить не за «воздух», а за реально предоставленную услугу;
  • провести границу между поставщиками услуг и жильцами в вопросах оплаты потерь на магистральных сетях;
  • провести правильные расчеты и выделить суммы, которые уходят на оплату общедомовых нужд;
  • контролировать расход электроэнергии, газа, тепла и воды, снижая их, в случае необходимости.

Определить реальные размеры потребляемых энергоносителей иным способом, кроме установки ОДПУ, не представляется возможным

Именно по этой причине, их монтажу сегодня уделяется большое внимание, а коммунальщикам все чаще приходится слышать, кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета. Людей волнует, в частности, не ляжет ли это непосильным бременем, на плечи самих жильцов, которые и без того платят за коммунальные услуги немалые деньги

Кто оплачивает установку ОПУ?

Как указано ранее, для того, чтобы УО или ТСЖ осуществили установку ОПУ, необходимо соответствующее решение общего собрания либо собственников помещений, либо членов ТСЖ.

При этом действующее жилищное законодательство РФ не дает собственникам помещений права принять решения о возложении на лицо, управляющее МКД, обязанности по установке ОПУ, не принимая при этом решения о порядке финансирования такого вида работ.

В случае, если домом управляет УО, документом, регламентирующим отношения УО с собственниками помещений в МКД, является договор управления.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…».

УО – не благотворительная организация, а коммерческое юридическое лицо, которое предоставляет собственникам помещений в МКД услуги по управлению домом и содержанию общего имущества исключительно за плату. Это утверждение справедливо, в том числе, и в отношении работ по установке ОПУ.

В случае управления домом ТСЖ, указанная организация действует в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной общим собранием членов ТСЖ. И при отсутствии работ по установке ОПУ в этой смете ТСЖ не сможет указанные работы выполнить. Если же указанные работы учтены в смете, оплатить эти работы должны именно собственники помещений.

Часть 1 статьи 137 ЖК РФ устанавливает:

«1. Товарищество собственников жилья вправе:

2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;

3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме».

Исходя из представленных норм именно собственники помещений обязаны оплатить работы по установке ОПУ.

Закон 261-ФЗ, которым, как уже сказано ранее, установлена обязанность именно собственников помещений в МКД оборудовать дом ОПУ, указывает, что если собственники не выполнили своей обязанности в установленный срок, то они должны обеспечить доступ организации, устанавливающей ОПУ к местам установки таких приборов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

При этом часть 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ устанавливает:

«В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом … граждане – собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 – 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления».

То есть, собственникам помещений может быть предоставлена рассрочка на оплату на пять лет. В этом случае стоимость работ и услуг подлежит увеличению (процент увеличения не должен превышать ставку рефинансирования).

Если же собственник вообще отказывается оплачивать расходы на установку ОПУ, то оплата таких расходов будет взыскана с этого собственника принудительно, а кроме нее будут взысканы и расходы на принудительное взыскание.

Аналогичную норму об обязанности именно собственников помещений оплачивать работы по установке ОПУ содержит и пункт 38.1 Правил 491.

Меры по утеплению

По-хорошему, новую жизнь со счетчиком нужно начать, одновременно проведя утепляющие мероприятия. Точнее всего источники утечек тепла выявят строители. Они могут найтись и в рядах жильцов. Таким образом, реформирование системы учета энергоресурсов может стать косвенной причиной учета в доме не только воды, электроэнергии, газа, тепла, но и профессиональных кадров, обитающих в рядом. А климат в здании можно изменить несколькими способами:

  • заделав трещины и щели в стенах и окнах;
  • навесив пружины на входную дверь;
  • уложив на чердаке утеплитель;
  • наклеив уплотнители на входную и чердачные двери.

Еще в нежилых помещениях трубы подачи горячей воды можно обмотать утеплителем или тряпьем, которое каждый дом выбрасывает в мусорные баки. Греют эти места обычно только трубы с горячим содержимым. Тогда вода где-то впервые может стать ощутимо горячей, а где-то просто даст экономию в потребляемых количествах.

Общий порядок установки прибора учета

Обязанность по инициированию работы счетчика возложена на потребителя питьевого ресурса. Тем более что это ему реально выгодно. Поэтому гражданин должен выполнить такие действия:

  • приобрести счетчик;
  • зарегистрировать его у поставщика услуги;
  • обеспечить установку прибора согласно схеме (план выдадут коммунальщики);
  • подать заявление о регистрации оборудования;
  • обеспечить доступ к счетчику для проверки правильности подсоединения и опломбирования;
  • регулярно направлять прибор на поверку.

Внимание: в общем порядке монтирование оборудования может производиться:

предприятием-поставщиком;

иным агентом, имеющим право на выполнение соответствующих работ;

самостоятельно.

От выбора метода монтирования прибора зависят окончательные затраты человека. Здесь возникает ряд проблем финансового характера:

  1. Управляющие компании зачастую рекомендуют воспользоваться услугами своего или привлеченного специалиста. Они не желают терять деньги. Хотя на законодательном уровне нет запрета на установку счетчика своими руками. Главное, чтобы все было выполнено согласно техническому регламенту;
  2. Работу специалиста человек обязан оплатить. Если монтированием занимается контрагент управляющей компании, то составляется трехсторонний договор. Естественно, конечная стоимость работ повышается.

Для сведения: льготникам прибор устанавливается за средства поставщика воды. Эти затраты на практике включены в стоимость договора с обычными гражданами, как и потери воды в тариф.

Расчет тарифов по услугам в общественных местах

К местам общественного пользования относятся следующие объекты:

  1. Подвальное помещение.
  2. Подъезд.
  3. Пролеты и лестничные площадки.
  4. Всевозможные кладовые.

Если речь идет о коммунальных квартирах, которые еще встречаются, то к данному перечню добавляются такие территории, как ванная, кухня и коридор. Говоря иными словами, это совершенно любое место, куда получают доступ все проживающие рядом собственники.

Подобные объекты, как известно, освещаются, отапливаются, а оплата распределяется на всех собственников. Расчеты по подобным «общественным» услугам осуществляются по специальной формуле с такими показателями, как:

  1. С (общ) – плата за предоставленную услугу в общественных местах.
  2. П – параметры общедомовых приборов.
  3. Т – актуальный для определенной области тариф на услуги.
  4. С (инд) – плата каждого жильца по индивидуальным счетчикам.

Формула вычисления выглядит так – объем предоставляемого ресурса делится на объем потребленного, зафиксированного в установленных счетчиках.

Высчитанный в процессе расчетов результат в киловаттах или в кубических метрах переводится в денежную сумму, которая должна быть оплачена всеми проживающими. Именно ее делят на всех владельцев жилых помещений.

Обязательна установка общедомового устройства или нет

На данный вопрос мы отвечаем утвердительно. Установка счётчика (коллективного) электроэнергии считается обязательной. Согласовываясь с данными, которые прописаны в официальном документе ФЗ Российской Федерации под номером 261, мы можем выявить такую информацию: все расчёты по энергетическим ресурсам, в том числе холодная и горячая вода (пятая статья, второй пункт закона), обязаны проводиться, основываясь на данных о значении количественного характера.

Количественные значения определяются всегда с помощью учётных приборов. Сам закон чётко описывается окончательные сроки, в которые должны осуществляться работы по установке счётчиков для определения используемых объёмов ресурсов. Закон гласит, что собственниками жилья должна проводиться установка устройств до первого августа.

Индивидуальный учётный прибор предназначается для того, чтобы осуществлять внесение платы за количество энергетических ресурсов, фактически потребляемых.

Если собственники производят установку коллективного счётчика, то у них появится возможность для осуществления следующего набора значимых функций:

  • Контроль соответствия параметров ресурсов, предоставляемых управляющей компанией, показателям нормативного характера;
  • Пользователи могут фиксировать отдельные факты возникновения утечки в системе теплоснабжения или водоснабжения жилого здания;
  • Можно исключить утечку холодной или горячей воды в промежутке от центрального теплового пункта до здания, благодаря осуществлению расчётов с организациями, занимающимися снабжением различными ресурсами. Все убытки, ставшие результатами потерь на сетях магистральных, будут ответственностью ресурсосберегающих организаций;
  • Необходимость осуществлять компенсацию теряемых ресурсов для домовых сетей возлагается на УК (управляющая компания), если каждый собственник жилья осуществит установку индивидуального учётного прибора;
  • Жильцы могут осуществить переход на плату за величину фактического характера для ресурса, потребляемого;
  • Возможность получения реальных возможностей для обеспечения ресурсосбережения.

Резюме

В статье приведены все положения нормативно-правовых актов, в которых упоминаются общедомовые приборы учета. Анализ судебной практики показал, что эти нормы могут трактоваться прямо противоположным образом. До формирования правовой позиции высшими судебными органами практику применения законодательства по рассматриваемой проблеме нельзя назвать сложившейся. Впрочем, очевидно, что, например, в Хабаровском крае суды общей юрисдикции будут признавать незаконным использование прибора учета, установленного без согласия жильцов, в расчетах за коммунальные услуги (такова позиция краевого суда).

Сложившаяся ситуация выявляет несовершенство и неуниверсальность правовых норм, что, к сожалению, не редкость в настоящее время. В заключение остается лишь привести позицию автора. Итак, нам более близка точка зрения, согласно которой принадлежность общедомового прибора учета тому или иному лицу не является фактором, определяющим возможность принятия его показаний к расчету платы за коммунальные услуги. Главное – место его установки, а именно на границе сетей, принадлежащих собственникам помещений. Безусловно, прибор учета может находиться в общей собственности собственников помещений в МКД. Однако компаниям, которым принадлежат коммуникации, граничащие с внутридомовыми инженерными сетями, также не запрещено устанавливать подобные счетчики. Соответственно, согласия на монтаж на границе сетей приборов учета, которые не будут принадлежать жильцам, получать от последних не требуется. Вместе с тем представляется, что УК не вправе самостоятельно, в своих интересах и за свой счет устанавливать общедомовые приборы учета на сетях, которые ей не принадлежат. Поясним почему. Несмотря на то, что УК имеет статус абонента в договоре ресурсоснабжения, инженерные сети внутри МКД не принадлежат ей, она не вправе использовать их для установки какого-либо оборудования. Кроме того, не нужно забывать, что УК выступает в качестве исполнителя по договору управления, действует по заданию собственников помещений. Перед заключением договора УК имела возможность получить информацию о конкретном МКД и, в частности, о том, оснащен ли он общедомовыми приборами учета. Единственный вариант для нее – убеждать жильцов в необходимости установки таковых. Естественно, все сказанное справедливо, если речь не идет о принудительной установке приборов учета согласно Закону об энергосбережении.

С.Н.Козырева

Эксперт журнала

“Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение”

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий