Для чего нужна шиберная задвижка
Горение дров в печи может проходить как очень интенсивно, так и медленно, постепенно. Подавляющее большинство конструкций отечественных печей рассчитаны на относительно быстрое горение топлива в них. Задача процесса горения в том, чтобы как можно большее количество тепла выделилось за определенный небольшой промежуток времени и произошел нагрев всей печи. А уже нагретая кирпичная печь будет благодаря своим габаритам медленно остывать и отдавать тепло в отапливаемые помещения.
Так вот, основной причиной, почему печь после сгорания в ней дров остывает слишком быстро лежит в том, что дымоход остаётся открытым и через него теплый воздух из комнаты выходит на улицу. Так как естественное движение теплого воздуха происходит снизу вверх, то нагретый печкой воздух помещений стремится подняться как можно выше и открытый дымоход станет отличным транспортным каналом для этих целей. В таком случае потери тепла будут очень большими и даже хорошо прогретая комната быстро остынет, если не закрыть дымоход после окончания горения дров в топке.
В целом, для блокировки выхода теплого воздуха из помещения в большинстве кирпичных печей существует специальная заслонка. Но есть печи, в которых такой заслонки нет, для них и создана шиберная задвижка. Она может быть установлена на дымоход любой печи сразу в его начале или на расстоянии до метра от печи.
Отдельно стоит сказать о шиберной задвижке для буржуйки или других металлических печей. В классической конструкции буржуйки задвижки на дымоходе нет и не должно быть, так как тяга регулируется с помощью открытия дверцы для заброса дров или дверцы поддувала. Что касается печей длительного горения, то согласно европейским нормам шиберные задвижки в них запрещены в принципе. Это объясняется особенностью протекания процесса затяжного горения, при котором в большом количестве образуется сажа и смола, а это, как было сказано выше, значительно увеличивает риск засорения дымохода и вероятность его полной блокировки.
Убедившись в необходимости оставлять дымоход открытым при горении дров, давайте рассмотрим правильную технику использования шиберной задвижки.
Модели с электроприводом
Задвижка, оснащённая электроприводом, относится к более современным запорным устройствам, которые с успехом применяются для работы в технологических трубопроводах промышленного назначения и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Электрический привод отвечает за своевременное закрытие и открытие запора, удерживание его в промежуточном положении, если того требует технология, а также осуществляет автоматическое отключение задвижки в момент аварий. Блок управления электроприводом монтируется либо на корпусе агрегата, либо монтируется в специальном шкафу, на стойках или располагаются в удалённом месте.
Подробности об устройстве и работе электропривода на задвижке на примере серии УРПС БИРС 13. NL смотрите на видео.
Устройство и принцип работы электрического аппарата
Приводной механизм соединяется со шпинделем задвижки с помощью специальной втулки и состоит из электрического двигателя и редуктора.
Принцип его работы заключается в следующем: при поступлении управляющих сигналов двигатель оказывает воздействие через передаточный механизм на шпиндель, который в свою очередь открывает/ закрывает затвор или отставляет его в промежуточном положении.
В оснащение современных электроприводов также входят концевые выключатели и муфта ограничения крутящего момента. Они выполняют отключение питания электродвигателя в момент достижения затворным органом крайних положений или при возникновении усилия, воздействующего на шток, выше установленного значения.
Возможность ограничить крутящий момент при заклинивании или засорении затвора позволяет предотвратить выход из строя задвижки и привода.
Благодаря такому принципу работы на крупных магистралях можно создать единый пункт управления всеми задвижками, оснащёнными электроприводом.
Данный способ управления запорным органом очень эффективен, поскольку является надежным и имеет долгий срок службы.
Внимание! Для отключения в случае неисправности электропривода или возникновения других внештатных ситуаций задвижка укомплектована ручным дублёром — маховиком
Применение задвижки ножевой шиберной с электроприводом. Разновидности
Сфера применения задвижки с электрическим приводом (диаметр ДУ 50) – это системы водоснабжения. Электропневматический шиберный кран ВВ32 монтируется в насосы, канализационные системы и в смесители. Запорное электроприводное устройство ДУ100 нашло широкое применение в магистралях, транспортирующих питьевую воду и системах по переработке стоков. Контроль параметров входного напряжения, а также работы затворного элемента осуществляет шкаф управления.
Задвижки с электроприводом могут входить в автоматизированную систему управления на трубопроводах разных типов
Установка реечного шибера с электроприводом осуществляется, когда необходимо реализовать полную автоматизацию работы погружного насоса. Корректное функционирование арматуры обеспечивается тем, что шкаф управления продуцирует предельно точные сигналы.
Реечные электроприводные устройства, используемые постоянно, выполняют также регулировку количества потребляемой воды. Установка на шиберную задвижку с электроприводом дистанционной колонки предоставляет возможность управлять потоком рабочей среды.
Клиновая стальная задвижка модели 30с941нж в системах пожаротушения или орошения с высокой точностью контролирует объём подачи жидкости в соответствии с первоначально заданным режимом. Может применяться также в системах транспортировки газ – пар, газа, нефти и нефтепродуктов. Шиберный клиновый затвор с электроприводом допускается эксплуатировать в трубопроводах, по которым перемещается рабочая среда с температурой до +425۫С.
Разговор о запорных элементах будет неполным без упоминания факта, что современной промышленностью выпускается также задвижка ножевая шиберная с пневмоприводом.
По критерию «принцип действия» такие устройства подразделяются на струйные и поршневые. В конструкцию запорных элементов данного типа входит малоинерционная реактивная турбина. Такая реализация пневматической шиберной задвижки предполагает, что это устройство будет отлично выполнять свои функции за счёт:
- исключения трущихся уплотнений;
- необратимости движения;
- плавного хода при любом значении давления управляющего газа и при любых нагрузках;
- быстрого реверса приводного вала.
Главным достоинством затвора с пневмоприводом является возможность дистанционного управления.
И в заключение стоит сказать, что при выборе задвижек следует внимательно изучить их технические характеристики. Только тогда проблемы с управлением потоком не возникнут.
Как сделать задвижку для дымохода своими руками?
Многих хозяев интересует вопрос: как сделать задвижки в круглых трубах? Для круглого или квадратного дымохода можно выполнить задвижку своими руками. Для круглых конструкций лучше всего подходит поворотная задвижка, однако, можно воспользоваться и горизонтальной.
Шиберную задвижку можно изготовить своими руками, так как её конструкция является очень простой. Самостоятельное изготовление этого фасонного элемента дымоходной конструкции является актуальным в том случае, если в ближайших магазинах отсутствует задвижка необходимого сечения.
Поэтапный процесс изготовления задвижки для дымохода выглядит так:
- В первую очередь необходимо подготовить рамку, в которой будет располагать выдвижная пластина. Рекомендуется выполнять рамку из жаропрочной нержавеющей стали. Ширина полок стальных уголков должна быть от 3,5 до 4,5 см. Стыковка углов производится с использованием сварочного оборудования.
- На втором этапе нужно выполнить отверстие под ось. Стоит запомнить, что если вам необходимо выполнить затвор с «прямым» поворотом, то тогда рекомендуется просверлить отверстие в точке, которая соответствует центру параллельных сторон рамы. А для устройств, поворачивающихся под углом, отверстие выполняется по диагонали.
- Далее необходимо установить специальные втулки, которые можно выполнить из обычных труб. Размер втулки должен составлять примерно полдюйма, что соответствует 1,25 см. Для установки трубок необходимо воспользоваться сварочной аппаратурой. Втулки, не должны мешать движению оси прутка.
- Затем производится подбор заготовки под пластину шибера. Для этого потребуется лист нержавеющей стали, соответствующей толщины, из которого необходимо вырезать деталь, подходящую под сечение вашего дымохода. Стоит отметить, что толщина заслонки может быть выше 1 мм (например, 2 или 3 мм).
- На пятом этапе готовая пластина вкладывается в рамку и приваривается к её оси. Специалисты советуют оставлять небольшой зазор между рамкой и пластиной (не менее 1 мм).
- Производится закрепление ограничительного элемента, который необходим для удержания пластинки шибера в нужном положении.
- И, наконец, остаётся только прикрепить к оси ручку, которая необходима для регуляции положения задвижки.
Что такое шиберная заслонка
Немецкое слово Schieber в русском языке не изменило ни произношения, ни смысла. Если говорить конкретно о печном отоплении, то шибером, а также шиберной заслонкой называют устройство запорного типа, которое перекрывает дымоходный канал.
При обустройстве дымоотводного канала задвижку устанавливают в верхней части основания, которое находится в помещении, чтобы при необходимости можно было вручную регулировать перемещение газов, а вместе с тем и качество тяги.
Так выглядит шибер в выдвинутом виде. В задвинутом состоянии (когда печь уже протоплена) задвижку почти не видно, наружу выступает только ее «ушко»
Заслонка на дымоходном канале обязательна при традиционном варианте кирпичной печи. Задвигая ее частично или полностью, можно уменьшать тягу или перекрывать движение нагретых газов.
Полностью заслонку задвигают тогда, когда печь протоплена и вредные для здоровья газы перестают поступать в канал. Известны случаи гибели людей, угоревших от рано «закрытой» печи.
Если опоздать с закрыванием заслонки, тепло от нагретых кирпичей будет уходить в трубу, и температура в помещении быстро снизится. Вовремя задвинутый шибер – гарантия того, что в доме как минимум сутки будет тепло. Как известно, в деревенских домах в холодный сезон затапливать печь приходится каждое утро.
Стальная шиберная задвижка заводского производства диаметром 200 мм. Для упрощения монтажа продается вместе с фрагментом стальной трубы, во встроенном виде
Существует мнение, что заслонки, обязательные для кирпичных печей, абсолютно не нужны для устройства печей из стали (хотя и предлагаются производителями), а также для моделей с установленным дефлектором.
Аргументом против их использования является тот факт, что дымоход при закрытой задвижке быстро засоряется сажей. Верхняя его часть охлаждается от поступающего в трубу холодного воздуха, который при контакте с горячей стальной трубой образует большое количество конденсата. Такая ситуация требует более частой чистки дымохода.
Как закрывается печная задвижка, правила эксплуатации
Эксплуатация печной задвижки сама по себе довольно простая, однако она определенно связана с некоторыми рисками, грозящими здоровью человека. Если закрыть конструкцию в еще горящей печке или если топливо полностью не сгорела, то выхлопные продукты могут проникнуть в помещение, отравляя воздух.
Поэтому использовать задвижку, которая позволяет сберегать тепло в печи дольше, следует крайне разумно, то есть закрывать конструкцию следует вовремя. Известно, что за счет чугунной задвижки, тепло в печи и, соответственно, в помещении остается на долгое время. Применение такого топлива как уголь увеличивает температуру внутри печи примерно на 60-70 0 C.
Иногда в целях экономии топлива задвижку закрывают раньше, до полного ее сгорания, что крайне нежелательно. Ведь здоровье и жизнь человека выше любой экономии. Закрывая заслонку раньше, чем нужно увеличивается риск отравления угарным газом. Угарный газ представляет собой продукт сгорания, который является ядовитым. Поэтому чтобы избежать подобных ситуаций, нужно правильно использовать задвижку для дымохода, следуя некоторым правилам:
- Перед закрыванием обязательно нужно ворошить угольки, чтобы избежать от наличия полностью не прогоревших кусков.
- При начальном затухании угля, когда на поверхности уже не видно голубого огня, заслонку нужно слегка прикрыть, но полностью ее закрывать не рекомендуется. Ведь наличие углей не значит, что они полностью прогорели. Если возникает потребность в герметизации трубы, то это следует сделать после полного сгорания углей.
- Далее нужно открыть поддувало, чтобы образовалась тяга, и оставшиеся угли полностью превратились в золу и пепел.
Как установить заслонку для дымохода
Шибер устанавливается одновременно с установкой системы отопления. Его можно разместить несколькими способами, но наиболее распространенным является монтаж заслонки на первом метре дымоотвода. Такое размещение вполне оправдано, так как в данном случае задвижкой удобно управлять. Рассмотрим данный способ монтажа подробнее.
После укладки первого ряда кирпичного дымохода можно приступать к установке шибера. Начать нужно с вырезания фрагмента задвижки. В одном из кирпичей проделайте сквозное отверстие для ручки и выкладывайте второй ряд с учетом толщины слоя песчано-цементной смеси, на которую будет ставиться шибер. Следите за тем, чтобы он максимально плотно прилегал к первому. Исключите образование щелей
Последующие ряды укладывайте на цементно-песчаный раствор, обращая внимание на то, чтобы исключить риск образования щелей
Совет! В том случае, если вы не уверены в своих силах и не знаете, сможете ли выполнить установку шибера самостоятельно, доверьте это дело профессионалам.
Мы рассказали вам о том, что такое заслонка для дымохода. Как видите, это – обязательный элемент отопительной системы, от которого напрямую зависит ее работа, а значит, и температура воздуха внутри помещения.
Основные виды шиберных задвижек
Поворотный шибер. Его еще называют «дроссельская заслонка», которая представляет металлическую пластину, закрепленную на вращающейся оси. Ось, в свою очередь, крепится внутри патрубка дымовой трубы. Данное устройство имеет съемный вращательный диск, но при длительной эксплуатации он может прийти в негодность. Впрочем, схема поворотного механизма позволяет его ремонтировать и заменять своими руками. Преимуществом данного вида устройства является простота эксплуатации. Данный вид шибера не требует постоянного контроля со стороны владельца дома.
Из-за сложности конструкции своими руками, поворотный механизм реже используется при кладке камина или печи.
Шиберная конструкция необходима для дровяных печей и отопительных устройств, работающих на любом твердом топливе.
Поэтому для газового котла наиболее практичным решением будет монтаж именно поворотного механизма. Температура выходящих газов менее низкая, чем при работе твердого топлива, поэтому эксплуатация такого механизма будет наиболее удобной.
Задвижка на утепленном дымоходе
А вот от установки поворотного механизма в бане лучше отказаться. Дело в том, что она частично будет пропускать пар в закрытом виде. А в открытом виде такой механизм тяжело чистить.
Выполненный из нержавеющей стали, шиберный механизм полностью не обеспечит перекрытие дымохода, но при этом исключит возможность вырывания языков пламени через зольник в помещение.
Существует три варианта установки шибера.
- Установка заслонки в каминной топке. Для этого шибер монтируют на расстоянии 1 метра от отопительного устройства, что обеспечивает простую эксплуатацию.
- Вариант «труба в трубу» предполагает объединение шибера с другими элементами отопительной конструкции без дополнительно использования крепежа.
- Установка шиберной задвижки в вентиляционной трубе. Но такой вариант обычно используется с целью защиты двигателя вентилятора от перегрева во время его работы.
Но даже, если готовый комплект идет без этого элемента, шибер легко можно сделать своими руками, выбрав наиболее оптимальный для себя вариант механизма.
Преимущества и недостатки
Как любое инженерное решение, шибер имеет ряд преимуществ и недостатков.
Плюсы:
- Возможность регулирования тяги;
- Экономия топлива;
- Шиберы способствуют сохранению тепла.
Минусы:
- Устройства затрудняют чистку дымоходов;
- При неправильной установке шибер может клинить и отрицательно влиять на движение газов;
- Для правильной регулировки необходимо обладать определенными познаниями в области дымоотводящих систем.
Отличия выдвижного и поворотного шибера
Выдвижная заслонка позволяет регулировать рабочее сечение дымохода, поворотная – только открывать или закрывать трубу. Возможны, конечно, некоторые ухищрения — типа закрепления кабанчика в промежуточном положении разными способами, но заводская комплектация этого не предусматривает. Кроме того, поворотный шибер усложняет механическую чистку трубы.
Монтаж
Шибер вполне реально установить своими руками. Для этого необходимо замерять трубу дымохода и, в соответствии с полученными данными, вырезать пластину, которая и будет служить заслонкой. К пластине желательно приделать термостойкую ручку для удобства использования. Далее следует сварить остов для задвижки – при этом потребуются металлические полосы с шириной около 30 мм. Помните, что заслонка должна свободно двигаться в пазах.
Предпочтительным материалом для изготовления шибера является сталь. Её преимущества заключаются не только в способности выдерживать крайне высокие температуры, аж до 900оС и устойчивости к коррозии, но и в хорошей теплопроводности, что позволяет сохранять тепло в доме и экономить само топливо.
Также встречаются шиберные конструкции из чугуна. Все мы знаем, что этот материал является долговечным и достаточно прочным. Но он имеет хоть и один, но весьма значительный минус – очень большой вес.
В основном, шиберные задвижки устанавливаются в момент монтажа отопительной системы. Наиболее эффективным, и, следовательно, часто встречаемым является монтаж системы на первом метре дымохода. Это всецело оправдано, так как подобный способ позволяет с лёгкостью управлять задвижкой. Монтаж можно проводить уже приблизительно на седьмом ряду кладки дымохода после нанесения соразмерного слоя раствора. Остов не должен выступать в проем дымохода. Впоследствии, сверху вновь наносится раствор и кладётся следующий кирпичный ряд. Нужно не забыть заделать все зазоры цементным раствором – это позволит избежать завихрений воздуха и снижения качества самой тяги.
При монтаже шибера в металлическую трубу следует помнить, что устанавливается он на неутеплённом участке, так как тепловое расширение может привести к заклиниванию.
Но в то же время нужно помнить и о правилах безопасности! При полном перекрытии дымохода заслонкой, в помещение непременно будет попадать угарный газ и прочие продукты горения. Часто, человек не может ни почувствовать, ни увидеть его, пока не станет слишком поздно. Для избегания подобной ситуации, рекомендуется использовать шибер с фиксатором, который не позволит полностью задвинуть заслонку.
Процесс монтажа
Перед работой с шиберной задвижкой нужно проверить положение ножа. Он должен находиться в закрытом положении. Между самой задвижкой и фланцами размещают специальные прокладки, которые должны соответствовать габаритам фланцев и характеристике окружающей среды. Для монтажа, как правило, используют резьбовые шпильки или болты.
Рекомендуем: Держатель с защелкой и дюбелем для труб
Процесс монтажа на новом трубопроводе
Для установки дисковых задвижек на трубопроводе необходимо: • Закрепить шиберную задвижку в пространство между фланцами; • Установить болты и шпильки для стяжки; • Скорректировать положение задвижки; • Осуществить предварительную затяжку; • Вставить подготовленную задвижку по оси трубопровода; • Приварить фланцы к конструкции; • Убрать задвижку.
После того, как задвижки будут окончательно извлечены, необходимо завершить приварку фланцев к трубопроводу. Затем конструкции нужно дать время для охлаждения. Следующий шаг – возвращение шиберной задвижки на первоначальное положение, корректировка ее расположения, установка крепежа.
Согласно перекрестной схеме требуется произвести затяжку стяжных болтов и шпилек. При это нельзя упускать из вида фланцы, они должны сохранять параллельное положение друг к другу. Монтаж на старом трубопроводе Первым делом проводят корректировку расстояния между фланцами. Для этих целей используют любые подручные приспособления.
Затем необходимо провести процесс монтажа задвижки и прокладки. Фиксируют их в положении между фланцами. Также вставляют стяжные болты и шпильки. По завершении работы опять возвращаются к фланцам для корректировки их положения. Убирают все приспособления, которые были необходимы для раздвижения конструкции. Затем согласно перекрестной схеме производят затяжку шпилек и болтов.
Процесс демонтажа
Процесс демонтажа происходит согласно следующей схеме: • Проверка положения ножа конструкции. Перед началом работы он должен находиться исключительно в закрытом положении; • Извлечь крепежи из отверстий корпуса конструкции и фланцев. Чтобы это осуществить, необходимо отвернуть гайки болтов и шпилек; • При помощи подручных приспособлений осуществляется раздвижка фланцев с целью извлечения шиберной задвижки.
Рекомендуем: Сильфонные компенсаторы для труб и трубопроводов
Типы привода
В зависимости от размеров и назначения трубопровода, на который устанавливается шиберная задвижка, требуется различное усилие для изменения положения регулирующего элемента – чем больше пропускная способность труб и чем выше плотность рабочей среды, тем сложнее открыть и закрыть заслонку.
Поэтому для регулировки используются различные варианты управления механизмом:
- Ручным способом – при помощи рукояти, винта или рычага – управляется арматура с небольшим внутренним диаметром, устанавливаемая на трубопроводы, транспортирующие жидкие и газообразные рабочие среды небольшой плотности без жестких частиц.
- Электрический привод позволяет точно регулировать пропускную способность узла без приложения физической силы. Электроприводные шиберные задвижки можно использовать на крупных трубопроводах и для регулировки потоков вязких и сыпучих рабочих сред. Единственный недостаток такого механизма – его энергозависимость.
- Пневмопривод приводит шток и запорный механизм в движение при помощи турбины со сжатым газом, работа которой напоминает работу обычного насоса. Сильной стороной пневматического управления является то, что весь управляющий механизм от штока до пневмотурбины размещается вне корпуса задвижки и не контактирует с рабочей средой, что увеличивает срок службы устройства.
Арматура с пневматическим приводом – самая сложная и дорогая. Ее устанавливают на трубопроводы, требующие удаленной регулировки, однако конструкция управляющего механизма такова, что в случае необходимости возможна ручная регулировка, которая благодаря пневматической турбине, не требует большой физической силы.
Классификация шиберных задвижек
Корпус задвижки является одной из ее основных деталей, которая защищает внутренние элементы от механических повреждений и внешнего воздействия. Форма корпуса может изготавливаться в виде цилиндра, а также прямоугольника. Различные варианты корпуса для задвижек могут быть выполнены, как монолитными (едиными, цельными), так и в сборной или сварной конструкции. Некоторые производители предлагают комбинированные варианты защитных корпусных деталей.
По типу установленного шибера (закрывающегося элемента), задвижки разделяются на плиточные и пластинчатые. Группу запорной арматуры с пластинами также разделяют на «ножевые» и «гильотинные». Первый вид задвижек с шибером в виде монолитной плиты имеет в своей конструкции отверстие, в которое входит патрубок, установленный на противоположной стороне. Ножевой и гильотинный шибер имеют заостренную форму в соответствии со своим названием – в виде ножа или наточенного под углом лезвия (как у гильотины).
Установленный уплотнитель классифицирует задвижки по категориям – металл/металл и металл/синтетика. Тип используемого уплотняющего элемента очень важен для создания идеально герметичного соединения при закрытии задвижки. В качестве синтетических материалов для производства уплотнителей шиберного типа используется:
- нитриловая резина – стойкий по химическому воздействию материал;
- этиленпропилендиеновый каучук (СКЭПТ/EPDM);
- резиновые смеси с основным компонентом СКН для горячих сред;
- морозостойкий материал Viton;
- силикон.
По способу управления и функционирования, выделяют следующие виды заслонок: ручную шиберную и задвижку с автоматическим приводом. Ручной тип управления предполагает наличие механизма, при помощи которого можно регулировать положение шибера в задвижке. В качестве такого механизма используется:
- насадка квадратной или круглой формы;
- вентиль с маховиком;
- штурвал со статическим или выдвижным штоком;
- рычаг;
- ключ Т-образной формы.
Задвижки с автоматическим или механизированным типом управления могут иметь:
- пневматический привод – позволяет осуществлять движение как в одну, так и в обе стороны, а также оснащается ручным дублером с регулировочными болтами;
- гидравлический привод;
- электрический привод – оснащается концевыми выключателями в крайних положениях шибера ножевого типа;
- привод комбинированного типа.
По типу соединения с основным трубопроводом, шиберные задвижки делятся на:
- фланцевые;
- межфланцевые;
- сварочные.
Следует отметить, что при любом способе крепления, опытные монтажники дополнительно используют межфланцевые прокладки, болты, шпильки и прочие соединительные элементы.
Частые ошибки и проблемы при установке
Хорошая тяга обеспечивает высокий КПД работы печи. При хорошей тяге топливо в печи полностью сгорает и его расход небольшой. При плохой тяге дрова не догорают до конца, и даже существует риск появления обратной тяги. В этой статье мы постараемся разобраться, что такое шибер для бани, каковы особенности его конструирования и можно ли сделать его самостоятельно.
Предлагаем ознакомиться Полок в бане (104 фото): чертежи и размеры, пошаговое руководство монтажных работ, как сделать в парилке своими руками
Шибер – это регулятор тяги, обеспечивающий пожаробезопасность печного отопления. Когда дрова в печи горят, дымоходы частично перекрываются задвижками, а после полного сгорания дров задвижка закрывает трубу дымохода полностью. Шибер в отопительной системе существует именно для регулирования силы тяги. Современным аналогом шибера является тягостабилизатор.
Для установки дроссельного шибера необходимо сделать разметку на трубе, чтобы просверлить отверстия согласно сваренной конструкции заслонки.
Для этого нужно обмерить трубу с помощью сантиметровой ленты и сделать отметки для будущих отверстий. Убедившись в симметричности меток, дрелью просверлить отверстия для будущей поворотной ручки.
Установка дроссельного шибера происходит так:
- Стальной круг заслонки с приваренной трубкой вставляется в трубу дымохода.
- Через просверленные отверстия в трубе через маленькую трубку продевается металлический прут, конец которого фиксируется болтом и гайкой.
- Конец прута загибается с помощью плоскогубцев для поворотной ручки.
Установка выдвижного шибера в кирпичном дымоходе происходит в процессе кладки. Для этого через 6-8 рядов кирпича наносится слой цементного кладочного раствора, на который устанавливается проволочная рамка открытой стороной к исполнителю. В рамку нужно вложить задвижку и привести ее в закрытое состояние.
Сверху рамку покрывают раствором и продолжают выкладывать кирпич по стандартной схеме.
На сегодняшний день существует два основных способа установки шибера на дымоход:
- Монтаж в каминной топке. Такой вариант установки подразумевает расположение шиберного изделия в непосредственной близости от отопительного оборудования. Как правило, в этом случае дистанция от шибера до отопительного аппарата составляет 1 метр. Такое расположение является очень удобным для регуляции задвижки.
- Соединение с другими элементами отопительной системы. В этом случае отпадает необходимость в использовании дополнительных фиксаторных элементов, поэтому такой вариант является довольно распространённым. Такой монтаж ещё можно назвать «труба в трубу».
- При монтаже шибера на этапе устройства кирпичной кладки рамку располагают на высоте 6-8 рядов от основания трубы;
- Рамка должна стоять ровно, не перекрывая контуром дымохода;
- В нержавеющих дымоходах задвижка монтируется по технологии «труба в трубу». Необходимо согласовать ее размеры с диаметром канала;
- Важный нюанс- заслонка устанавливается на неутепленном участке дымоотвода;
- Высота от топки до шибера не должна превышать 1м (для металлических каналов);
- Высота трубы от пола до задвижки -1.8-максимум 2м (для кирпичных);
- Заслонка в пазах должна двигаться свободно;
- Установка задвижки на утепленном участке. Под воздействием теплового расширения заслонка может заклинить;
- Установка чугунной детали в металлический дымоход (чугун много весит);
- Использование для изготовления задвижки слишком тонкой стали, либо нержавейки в малым содержанием никеля. Такое изделие быстро деформируется под воздействием горячих газов и может прогореть;
- Установка шибера с негладкой поверхностью;
- Установка задвижки без отверстия для выпуска угарного газа;
- Установка ручек, не позволяющих отслеживать положение задвижки (касается поворотных элементов).
Шибер, выполненный из нержавеющего листа обычно отполирован до идеальной гладкости. Сажа оседает на нем плохо, но все-таки оседает. Поэтому периодический его необходимо чистить.
Горизонтальную задвижку можно очищать просто выдвинув ее по максимуму и нанеся специальный раствор. Поворотный — чистится через дымоход специальным пластиковым ершиком. Так же следует следить за свободным передвижением заслонки по направляющим. Разрешается их периодически смазывать антикоррозийным составом.
Несколько слов о прямоугольных задвижках
Прямоугольная задвижка может быть различных размеров от маленьких до самых габаритных, когда длина заслонки достигает до 600 мм. Большие варианты обычно подходят для дымоходов русской печи, каминов, барбекю и т.д. Задача конструкции та же – перекрывать поток в воздуховодах.
Самая маленькая печная задвижка имеет размеры 13х13 см, а самая большая – определяется по индивидуальным требованиям потребителя. Самый популярный размер у этих конструкций 26×13 см, так как именно такие размеры имеет дымоход обыкновенной русской печи.
Благодаря квадратным или прямоугольным печным задвижкам можно не только остановить воздухообмен в трубе, но и отрегулировать интенсивность огня за счет изменения тяги в дымоходе и пропускную способность. С этой целью просто закрывают заслонку не до конца, а потом постепенно оттягивают рукоятку на себя, тем самым контролируя равномерное горение в топке.