Регулятор тяги для твердотопливных котлов: как выбрать механическое устройство, управляющее заслонкой котлоагрегата, принцип его работы, лучшие модели и их цены, установка и калибровка

Самостоятельная сборка стабилизатора

Для изготовления стабилизатора потребуется:

  • сварочный аргонный полуавтоматический аппарат;
  • баллона газа аргон;
  • шлифовальные диски;
  • нержавейка AISI 304 или 321 толщиной 8-10 мм;
  • стальной прут диаметром 8-10 мм для оси, винты, гайки и шайбы.

Стык трубы скрепить при помощи сварки таким образом, чтобы внутренний диаметр составлял 115 мм. Сварные швы необходимо тщательно зачистить снаружи и внутри, и сделать для клапана вырез, составляющий 15% от сечения дымоходной трубы.

В районе заслонки устанавливается фиксатор, а поворотная ось, которая оснащена поворотной рукояткой клапана, выступает из трубы на 120-150 мм. От верхнего и нижнего края на расстоянии 25-30 мм прокатать бортики для соединения с соседними трубами.

Установку стабилизатора лучше всего выполнять в разрыв дымоотводящей трубы. Для фиксации устройства вверху и внизу применяются хомуты шириной 50-60 мм.

Предлагаем к просмотру видео самодельного стабилизатора тяги.

Правила установки и подготовки к работе

Установка регулятора тяги на твердотопливный котел выполняется самостоятельно, если агрегат изначально им не укомплектован. Устройство нуждается в правильной настройке.

Перекрыв все отсечные краны, нужно слить теплоноситель из водяной рубашки

Монтаж регулятора в большинстве случаев требует слива теплоносителя из водяной рубашки. Чтобы не сливать воду из всей системы, перекройте соответствующие отсечные краны. Затем удалите из гильзы на корпусе котла заглушку и ввинтите регулирующее устройство, не подсоединяя к нему цепочку. Затем вновь заполните водой систему.

Настройка выполняется в несколько этапов:

  1. Откройте дверцу зольника (не прикрепляя к ней цепочку).
  2. Ослабьте винт-фиксатор, расположенный на регулировочной рукояти.
  3. Выберите температурный режим и установите рукоять в соответствующее положение (к примеру, 60°С).
  4. Подсоедините цепочку к рычагу.
  5. Растопите котел при открытой дверце зольника, дождитесь нагрева теплоносителя до 60 градусов (следите за показаниями котельного термометра).
  6. Прикройте дверцу с таким расчетом, чтобы она была приоткрыта на 2 мм.
  7. Закрепите свободный конец цепочки, натянув ее (допустимый свободный ход – 1 мм).
  8. Затяните на рукояти фиксирующий винт.

Установленный термостатический регулятор необходимо протестировать на всех температурных режимах, включая максимальный, чтобы убедиться в исправности устройства и его правильной настройке. Твердотопливные котлы отличаются большой инерцией – изменение интенсивности горения угля или дров происходит плавно и еще медленнее снижается или повышается нагрев теплоносителя. Поэтому после закрывания заслонки проходит определенное время до того момента, когда теплоноситель в системе начинает остывать. По этой причине, проверяя настройки регулирующего устройства, не спешите вносить коррективы.

Источники

  • https://ProfiTeplo.com/tverdotoplivnye/26-regulyator-tyagi-dlya-tverdotoplivnyx-kotlov.html
  • https://dymohod-msk.ru/regulator-tagi-dla-tverdotoplivnyh-kotlov/
  • https://stroycollege12.ru/regulator-tagi-dla-tverdotoplivnyh-kotlov/
  • https://probaltur.ru/batarei/regulyator-tyagi-dlya-tverdotoplivnyh-kotlov-kak-nastroit-gorenie-nastrojka-avtomaticheskij-i-mehanicheskij-tyagoregulyatory.html
  • https://indclimat.ru/ustanovka-i-nastrojka-regulyatora-tyagi-na-tverdotoplivnom-kotle/
  • https://msmetall.ru/instrument/regulyator-tyagi-dlya-tverdotoplivnyh-kotlov-instrukciya.html
  • https://livelyday.ru/regulyator-tyagi-dlya-tverdotoplivnyh-kotlov-vybor-ustanovka-i-nastrojka-svoimi-rukami/
  • https://ProUteplenie.com/otoplenie/regulyator-tyagi-dlya-tverdotoplivnyh-kotlov-kak-vybrat-mehanicheskoe-ustroystvo-upravlyayuschee-zaslonkoy-kotloagregata-printsip-ego-raboty-luchshie-modeli-i-ih-tseny-ustanovka-i-kalibrovka
  • https://falcon93.ru/kak-nastroit-regulyator-tyagi-dlya-tverdotoplivnyx-kotlov/
  • https://oboiman.ru/teplo/regulator-tagi-dla-tverdotoplivnyh-kotlov-instrukcia-nastrojka-princip-raboty-avtomaticeskij-i-mehaniceskij.html
  • https://positroika-doma.ru/otoplenie/regulyator-tyagi-dlya-kotla-kak-ustanovit-nastrojka-svoimi-rukami
  • https://kaminguru.com/kotel/kak-ustanovit-reguljator-tjagi.html
  • https://tex16.ru/instrumenty-i-prisposobleniya/regulyator-goreniya-regulirovka.html

Виды регуляторов и особенности выбора

Если твердотопливный отопитель в базовой комплектации не оборудован регулятором тяги, устройство придется установить самостоятельно.

Обязательным условием для этого является

  • наличие специальной гильзы, вмонтированной в водяную рубашку (гильза может располагаться на верхней, фронтальной или боковой части корпуса);
  • дверца зольника, открывающаяся вверх.

От места расположения гильзы зависит тип устройства – выпускаются модели, работающие только в вертикальном положении (монтируются сверху на корпус), только в горизонтальном положении (крепятся на фронтальную или боковую панель) и универсальные.


Слева котёл с возможностью установки регулятора, справа — с ручным управлением

При выборе модели обратите внимание на следующие параметры

  • усилие, которое развивает привод (значение указывается в паспорте, его должно быть достаточно для подъема дверцы зольника);
  • температурный диапазон нагрева теплоносителя (60-90°С);
  • рабочий ход привода (его должно быть достаточно для полного открывания и закрывания заслонки);
  • тип резьбового соединения на корпусе – он должен соответствовать резьбе в гильзе котельного агрегата (обычно это 3/4″).

Конструкция регулятора тяги может предусматривать ремонт или замену исполнительного механизма без демонтажа самого устройства и слива теплоносителя из водяной рубашки котла. У таких моделей погружная гильза выполняется съемной.

Статья в тему: Крепление для радиаторов отопления из чугуна, стали, алюминия и биметаллических батарей

Зачем нужны регуляторы

В отличие от любой дровяной печи водогрейный твердотопливный котел оснащен водяной рубашкой и не может разогреваться до слишком высокой температуры, иначе вода в ней попросту закипит. В подобных случаях образующийся пар резко повышает давление в системе, отчего происходит взрыв. То есть, твердотопливный котел, чья мощность регулируется вручную дверцей зольника, представляет собой источник повышенной опасности.

Автоматический регулятор тяги дымохода, который можно своими руками установить на любой твердотопливный котел, будет заниматься подачей воздуха вместо вас и гораздо лучше вас. Он вовремя среагирует на повышение температуры воды в котловой рубашке и прикроет подачу воздуха в камеру, если дрова сильно разгорелись. Хотя по инерции температура будет повышаться еще какое-то время, но в целом процесс нагрева приостановится. Помимо обеспечения безопасности, механический регулятор тяги котла помогает решать такие вопросы:

  1. Не дает превысить установленную пользователем температуру теплоносителя. Не всегда котел нужно разгонять до 80…90 °С, весной или осенью для обогрева вполне хватит 50…60 °С.
  2. Прикрывая заслонку и подачу воздуха, регулятор тяги увеличивает длительность горения котла с одной закладки. Но надо признать, что условия сжигания топлива при этом ухудшаются, а КПД отопителя резко снижается.

Практически любой котел на твердом топливе можно оснастить 2 типами регуляторов температуры – механическим (слева на фото) либо электронным (справа)

Вы можете возразить, что любые твердотопливные теплогенераторы должны подключаться к системе отопления с использованием предохранительного клапана, настроенного на аварийное давление. При перегреве клапан сработает, сбросит пар и никакого взрыва не произойдет. Так что и регуляторы тяги вроде бы ни к чему. Утверждение верно лишь отчасти, поскольку без автоматики отопитель частенько будет набирать критическую температуру, а клапан после 2—3 срабатываний банально потечет. Да и управлять температурой воды в ручном режиме довольно сложно.

Как работает регулятор тяги

Главная деталь регулятора воздуха – механический термоэлемент, помещенный в цилиндрический корпус. Через рычаг и цепочку он регулирует подъем воздушной заслонки на дверце зольника.

Устройство представляет собой герметичную колбу, наполненную термочувствительной жидкостью, сильно расширяющейся при нагревании. Колба стоит внутри корпуса, который вкручивается в гильзу водяной рубашки котла и контактирует с теплоносителем. Как устроен терморегулятор с цепным приводом, показано на схеме:

Принцип работы автоматического регулятора тяги основан на управлении потоком воздуха, идущего в топливник под воздействием тяги дымохода. Алгоритм выглядит так:

  1. При горении твердого топлива и нагреве теплоносителя жидкость внутри элемента расширяется и воздействует на исполнительный механизм и рычаг, преодолевая силу упругости пружины.
  2. Рычаг ослабляет цепочку, заслонка начинает закрываться и уменьшать проходное сечение. В топку поступает меньше воздуха, процесс горения замедляется.
  3. Температура воды в котловом баке снижается, жидкость сжимается и возвратная пружина заставляет рычаг снова открыть заслонку посредством цепочки.
  4. Цикл повторяется, пока дрова в топливнике не прогорят полностью, тогда пружина открывает дверцу максимально широко.

Ограничитель тяги работает по обратному принципу – чем выше температура воды в котловом баке, тем сильнее прикрывается заслонка

Рукоятка настройки на торце терморегулятора служит для ограничения хода рычага и, соответственно, воздушной заслонки. Таким образом устанавливается предельная температура теплоносителя.

Конструкция и принцип действия

Схема устройства достаточно проста. Основные конструктивные элементы — это:

  • рукоять регулировки температуры;
  • шток и направляющая;
  • исполнительный механизм;
  • погружная гильза;
  • термочувствительный элемент;
  • пружина;
  • приводной рычаг;
  • крепежные винты рукоятки и рычага;
  • цепочка.

Главный компонент — датчик, реагирующий на колебания температуры. Он взаимодействует с пружиной, которая при нагреве или охлаждении активирует рабочую часть (гильзу и шток).

Та, в свою очередь, посредством механического привода связана с заслонкой топливного отсека. Регулятор тяги для твердотопливных котлов при определенных условиях открывает и закрывает дверцу, поддерживая заданную температуру.

Принцип работы устройства банален, но все же эффективен. Когда заслонка приоткрывается, в топку попадает больше воздуха. За счет этого горение топлива происходит более интенсивно, выделяется больше тепла, эффективнее прогревается помещение. Когда заслонка закрывается, топливо слабее снабжается кислородом и едва тлеет.

Если коротко описать работу регулятора тяги, опираясь на конструктивные особенности, получится следующая схема:

  • при уменьшении тепловой нагрузки термостатический датчик реагирует на колебания;
  • датчик усиливает натяжение пружины;
  • пружина поднимает рычаг;
  • заслонка открывается;
  • горение усиливается.

Чтобы снизить интенсивность процесса, действия выполняют в обратном порядке.

На корпусе регулятора имеется рукоятка с температурной шкалой. Таким образом выставляется требуемое минимальное значение. Температура по необходимости будет повышаться, но никогда не упадет ниже установленного уровня.

На корпусе регулятора имеется рукоятка с температурной шкалой, так выставляется требуемое минимальное значение.

Принцип работы регулятора тяги

Монтируют регулятор горения для твердотопливного котла непосредственно в дымоход. Его функциональное назначение – подача воздуха в топку. В случае его резкого порыва он защищает отопительную систему от задувания пламени в топливнике. Если наблюдается недостаток кислорода, он обеспечивает его подачу с целью равномерного сгорания твердого топлива.

В основе работы регулятора лежит термомеханический принцип. Его конструкция представляет собой герметичный баллон. Когда носитель тепла нагревается до нужной температуры, на заслонку поступает сигнал, что приводит к уменьшению объема подаваемого воздуха.

После этого оборудование переходит в режим продолжительного горения. Данное устройство пригодно для всех твердотопливных агрегатов. Зависимости от вида используемого топлива нет.

Как установить, настроить регулятор тяги для твердотопливных котлов?

Установка твердотопливного котла – это шаг к независимости от качества и стоимости коммунальных услуг, которые требуются для отопления жилища. После установки Вас мало будет касаться цена на газ, электроэнергию, ведь их потребление будет минимальным, но все же зависимость некоторая есть. Как минимум, автоматика твердотопливного котла работает за счет именно электроэнергии, а потому она важна для стабильной и безопасной работы котла. Дабы уменьшить зависимость твердотопливного котла от электричества, ставят регуляторы тяги. Они помогают регулировать процесс горения по уникальному принципу работы. Какое значение регулятора тяги для твердотопливных котлов, и как его можно установить? Сейчас все подробно расскажем!

Что такое регулятор тяги для твердотопливных котлов?

Регулятор тяги – это автоматика, предназначенная для контроля за горением и регулирования температуры. Уникальность данного прибора в том, что он полностью энергонезависим, а поэтому при отсутствии электроэнергии котел сможет продолжить работу и функционирование системы отопления будет стабильным. Регуляторы тяги устанавливаются на большинство твердотопливных котлов простого типа. В современных котлах используются уже более сложные и многофункциональные механизмы. Но эти так и остаются популярными из-за нескольких достоинств:

  • Простота в конструкции и эксплуатации;
  • Надежность;
  • Возможность изготовления своими руками;
  • Высокая точность;
  • Низкая стоимость и легкость в ремонте.

Достаточно банальные, но очень важные преимущества регулятора тяги для твердотопливных котлов. Их покупают как для стареньких, так и современных, дорогих котлов

Регуляторы тяги имеют важное значение в эксплуатации, но каким же образом простая конструкция так много на себя берет?

Принцип работы, регулятора тяги на твердотопливный котел

Сам регулятор могут устанавливать в разных местах на котле. Как правило, производитель сам показывает, куда необходимо подключить регулятор тяги для котла, или где посадочное место водной рубашки. Тяговому регулятору необходимо контактировать с теплоносителем, чтобы специальный газ (иногда жидкость), находящийся в гильзе, расширялся в процессе нагревания. После этого на исполнительное устройство возлагается задача опускания рычага, который уже понижает тягу в твердотопливном котле.

Принцип работы очень прост, из-за чего данные рычаги можно делать своими руками. При правильной конструкции самодельного регулятора тяги, он ничем не отличается и может также полезно служить.

Как настроить регулятор тяги для твердотопливного котла?

  • До начала настройки, необходимо отсоединить цепь от воздушной заслонки
  • Фиксатор рукояти максимально ослабить
  • Отрегулировать шкалу в соответствии с текущей обстановкой и поставить уровень необходимой температуры
  • Зажечь котел и достичь выставленной температуры (смотреть п.4)
  • Во время достижения этой температуры оденьте цепь на рукоять воздушной заслонки. При правильной настройке, цепь должна быть натянутой.

После этого можете наслаждаться работой тягового регулятора и быть спокойным за отопление во время отсутствия дома. Данные конструкции действительно полезны и удобны в эксплуатации, они спасают ситуацию, когда отключают электроэнергию, что бывает нередко в нашей стране. Принцип работы, построенный на механике и законах физики – это самый надежный способ регулирования котлом.

Сколько стоит автоматика котла

Стоимость варьируется от нескольких тысяч рублей, до половины стоимости котла. На цену влияет несколько факторов:

  1. Страна производитель.
  2. Тип автоматики.
  3. Комплектация.

Отечественная автоматика в полной комплектации, включающей горелочное устройство, запальник и мультиблок управления, обойдется приблизительно в 5-6 тыс. руб. За эту сумму, можно приобрести комплект АПОК – 1, Искра, Вакула и т.п.

Итальянская автоматика управления на базе микропроцессора, будет стоить, начиная от 10 тыс. руб. и выше. Стоимость мультиблока, приблизительно на 1-2 тыс. руб. выше, чем у отечественного аналога.

Возврат товара

Сомневаетесь в том, что оборудование не подойдёт? Мы разделяем ваше беспокойство и предусмотрели возможность легкого возврата* товара без объяснения причин! Грамотная консультация специалистов минимизирует процент возврата, и мы уверены, что правильно подобранное оборудование прослужит вам очень долго и вы останетесь довольны покупкой.

*Возврат товара происходит при соблюдении простых «Правил возврата» описанных здесь.

Всё ещё раздумываете? Звоните консультантам на бесплатный номер 8-800-100-52-38 или пишите на электронную почту Мы поможем принять правильное решение!

Когда тяги недостаточно

Методы определения тяги

Если у вас нет анемометра, воспользуйтесь одним из популярных методов определения тяги дымохода:

  • Дым

    . Наиболее явный признак отсутствия тяги – это присутствие небольшого дыма внутри помещения, большое количество дыма свидетельствует о высоком риске воспламенения и риске отравления продуктами.

  • Цвет пламени. По цвету пламени, можно понять уровень тяги. Если пламя внутри печи имеет белый оттенок и трескается при горении, то тяга очень мощная. Оранжево-красный цвет свидетельствует об отсутствии тяги. Если дымоход выполнен правильно, пламя должно иметь ровный золотистый цвет уходящий в желтизну.
  • Со спичкой. Необходимо поднести к нагревателю зажженную спичку. В случае если пламя отклониться к печи значит тяга есть. Если он остается ровным, то вы можете быть уверены, что тяга есть, но средней величины. Когда пламя отклоняется в противоположную сторону от печи, возникает обратная тяга в дымоходе.
  • С зеркалом. Еще один способ проверить тяговое усилие в дымоходе, это приставить небольшое зеркало к печи. Возникновение конденсации на поверхности зеркала говорит о том, что удаление дыма затруднено.

Внимание!

Разница давлений на улице и в помещении является основой для создания тяги внутри дымоходного канала. Температура в отапливаемом помещении выше, чем снаружи, а, следовательно, и создаваемое им давление внутри помещения больше. Горячий воздух, подпертый снизу более холодным, выдавливается в зону с более низким давлением, то есть в атмосферу. При замерах, проводимых летом, разница температур наименее разительна, потому тяга будет хуже и результаты измерений могут быть низкими, относительно зимнего периода.

Причины неисправностей

Убедившись, что внутри дымохода недостаточно тяги, необходимо выявить и исправить возможную причину. Профессионалы говорят, что наиболее распространенными причинами отказов дымовых каналов являются.

Ошибка в конструкции

Чтобы сделать выбор трубы дымохода необходимо, ориентироваться на объем топки. Если размер меньше расчетного параметра, то слабый дымоход не позволит дыму выйти из помещения.

Короткая длина трубы

Длина трубы менее 5 м не оказывает существенной разницы между давлением в помещении и на открытом воздухе, что создает слабую тягу.

Неправильное расположение трубы дымохода

Мастер- печник советует укладывать дымоход вертикально, так как плотные углы держат дым внутри трубы, уменьшая тягу.

Горизонтальные участки большой длины

Если при укладке дымохода не удается избежать горизонтальных сечений, убедитесь, что их длина не превышает 100 см иначе, для этого будет нужен усилитель.

Попадание в зону опоры ветра

Если рядом с домом есть высокое здание, оно блокирует дымоход от ветра, препятствуя нормальному функционированию дымоходной системы.

Метеорологические условия

Зачастую снижение тяги происходит из-за снижения атмосферного давления, попадания влаги в дымоход из-за дождя, тумана или снега. Но это не имеет критического значения, потому как все это временные явления.

Принцип работы

Основную роль в конструкции регулятора тяги исполняет термостатический элемент, размещенный внутри корпуса цилиндрической формы. Он имеет механическую связь с рычагом, который, в свою очередь, прикреплен цепочкой к заслонке отдушины.

Термостатический элемент представлен в виде герметичной колбы, которая заполнена термочувствительной жидкостью, обладающей способностью расширяться под воздействием температуры.

Сам элемент расположен в нижней части корпуса, которая попадает при установке внутрь рубашки и имеет прямой контакт с нагреваемым теплоносителем. Контроль сгорания топлива, в этом случае, осуществляется путем регулировки положения задвижки поддувала.

  1. В процессе сжигания топлива происходит нагрев теплоносителя, который воздействует на термостатический элемент. Тот, в свою очередь, преодолевает сопротивление возвратной пружины и приводит в действие исполнительный механизм.
  2. Опускаясь, рычаг послабляет цепочку, открепленная заслонка опускается, уменьшая сечение отверстия подачи воздуха. При сокращении притока воздуха к топке процесс сжигания замедляется.
  3. Когда происходит понижение температуры теплоносителя, то все действия происходят в обратном порядке. В результате заслонка поднимается, возобновляя приток воздуха к топке.
  4. Цикличность регулировки притока воздуха к топке происходит непрерывно до момента полного сгорания топлива. В этом случае термостатический элемент полностью освобождает возвратную пружину, которая открывает задвижку на подаче воздуха максимально.

В торце терморегулятора предусмотрена рукоятка настройки, которая способна ограничивать амплитуду движения рычага, регулируя перемещения заслонки. Это позволяет осуществлять контроль температуры теплоносителя. Принцип работы газового котла не позволяет применять данные приспособления.

Принцип работы

Основную роль в конструкции регулятора тяги исполняет термостатический элемент, размещенный внутри корпуса цилиндрической формы. Он имеет механическую связь с рычагом, который, в свою очередь, прикреплен цепочкой к заслонке отдушины.

Термостатический элемент представлен в виде герметичной колбы, которая заполнена термочувствительной жидкостью, обладающей способностью расширяться под воздействием температуры.

Сам элемент расположен в нижней части корпуса, которая попадает при установке внутрь рубашки и имеет прямой контакт с нагреваемым теплоносителем. Контроль сгорания топлива, в этом случае, осуществляется путем регулировки положения задвижки поддувала.

  1. В процессе сжигания топлива происходит нагрев теплоносителя, который воздействует на термостатический элемент. Тот, в свою очередь, преодолевает сопротивление возвратной пружины и приводит в действие исполнительный механизм.
  2. Опускаясь, рычаг послабляет цепочку, открепленная заслонка опускается, уменьшая сечение отверстия подачи воздуха. При сокращении притока воздуха к топке процесс сжигания замедляется.
  3. Когда происходит понижение температуры теплоносителя, то все действия происходят в обратном порядке. В результате заслонка поднимается, возобновляя приток воздуха к топке.
  4. Цикличность регулировки притока воздуха к топке происходит непрерывно до момента полного сгорания топлива. В этом случае термостатический элемент полностью освобождает возвратную пружину, которая открывает задвижку на подаче воздуха максимально.

В торце терморегулятора предусмотрена рукоятка настройки, которая способна ограничивать амплитуду движения рычага, регулируя перемещения заслонки. Это позволяет осуществлять контроль температуры теплоносителя. Принцип работы газового котла не позволяет применять данные приспособления.

Что это такое и зачем он нужен

Дымоход далеко не всегда работает идеально. Нередко из-за большой длины в нем возникает слишком сильная тяга (разрежение, падение давления), в ветреную погоду порывы ветра вызывают скачки давления, при прогреве дымохода (растопке) тяга также усиливается.

Контролировать короткие скачки тяги практически невозможно, а они могут навредить отопительному оборудованию – например, могут сбить пламя в газовых котлах, а частые включения и вспышки газа при розжиге вредят им.

Слишком сильная тяга уменьшает КПД отопительного агрегата – часть тепла не успевает пойти на разогрев теплообменника или самой печи и «улетает» вместе с отходящими горячими газами. Кроме того, сильная тяга нередко заставляет дымоход гудеть и мешает жильцам дома.

Для устранения скачков давления и чрезмерной тяги в дымоходе и придумали стабилизатор тяги – несложное устройство. Оно устанавливается в нижнюю часть дымовой трубы.

Что влияет на тягу

Причины изменчивости тяги:

  • Если оголовок дымохода ниже конька кровли, то на тягу влияет направление ветра. Хотя расчеты, применяемые при определении высоты дымохода, и обеспечивают выход трубы выше зоны ветрового подпора и достаточную минимальную тягу при любых условиях, это не обеспечивает стабильную тягу – при направлении ветра вдоль конька или стены дома она увеличивается. Да и округление всех показателей (длины и площади сечения борова) при расчетах в большую сторону также увеличивает разрежение в дымоотводе.
  • В зависимости от погоды тяга также увеличивается или уменьшается. При ясной погоде давление близко к норме, при осадках и влажности давление падает. При высоком атмосферном давлении относительное разрежение, то есть разрежение в сравнении с атмосферным давлением в дымоходе увеличивается, при низком – уменьшается.
  • В холодную и очень холодную погоду увеличивается разница температур между помещением и улицей – это также увеличивает тягу.
  • На резкие изменения тяги в дымовой трубе влияют и порывы ветра. Если при длительных изменениях погоды тягу можно немного скорректировать с помощью шибера (заслонки), то при очень быстрых скачках давления никакой шибер не поможет.

Устройство и принцип работы

Стабилизатор давления выполняет функцию клапана. Изготавливают его только из нержавеющей стали, он эксплуатируется при температурах до 500 °С и выше и используется на дымоходах отопительных агрегатов на любом виде топлива – от газовых котлов до угольных печей. Оцинкованную сталь для стабилизаторов не используют – они устанавливаются близко от котлов, подвергаются действию высоких температур, отчего оцинкованная сталь быстро прогорит.

Конструктивно стабилизатор напоминает заглушку с отверстием, которое закрыто подвижной пластиной. Пластина качается на оси, как маятник, и открывает либо закрывает отверстие при срабатывании. На пластине закреплен противовес. Для регулировки давления имеется вращающаяся рукоятка. Для монтажа стабилизатора в дымовую трубу вблизи отопительного агрегата устанавливают специальный тройник.

Существуют стабилизаторы в виде грибка. Применяют их в основном для газовых котлов, для твердотопливных такой стабилизатор не подходит. Участок дымохода расширяется в виде грибка. Под грибком монтируется температурный датчик. Если тяга значительно уменьшается или опрокидывается, горячие газы будут собираться под грибком (даже очень кратковременно пойдут в помещение), нагреют датчик, и он отключит подачу газа в камеру сгорания.

Преимущества и недостатки

Преимущества установки стабилизатора тяги в дымоход:

  1. Увеличивается безопасность эксплуатации отопительного оборудования.
  2. Устраняются резкие изменения тяги при сильном ветре.
  3. Стабилизатор уменьшает перегрев дымоходного канала при розжиге печи, твердотопливного котла или камина, удлиняет срок службы дымоходов.
  4. В дымоходы печей и котлов длительного и сверхдлительного горения устройство монтируется изначально.
  5. Снижается выброс продуктов неполного сгорания топлива (угарного газа) в атмосферу.
  6. Самые существенные достоинства – стабилизатор уменьшает ненормативные утечки тепла с отходящими газами, повышает КПД котла, экономит топливо. Некоторые источники (польская фирма POLMAR) приводят экономию до более 30 %, гарантированно можно сэкономить 3-9 %. На газовых котлах экономия меньше, на твердотопливных агрегатах – больше. 3 или 9% экономии – вроде бы немного, но просчитайте сумму, которую вы сэкономите за сезон. Я уверен, сумма вас приятно удивит.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий