Чугунные батареи
Кран Маевского упрощает работу, но далеко не на всех батареях присутствует такое удобное приспособление. Например, на чугунных вариантах чаще можно встретить обычную заглушку, закрученную на паклю и покрытую краской. Убрать ее проблематично. Конечно, можно посетить соседей снизу или сверху, у которых предусмотрен кран Маевского на радиаторе — так можно будет получить доступ к теплоносителю. Но такое не всегда представляется возможным.
Придется прибегать к «дедовскому» методу. Потребуется тазик, ведро и много ненужных тряпок. Пробку голыми руками даже можно не стараться открутить, нужно взять разводной ключ. Не лишним будет и растворитель краски, наверняка заглушка присохла за длительный срок намертво. Дальше действуют по инструкции:
- Наносят на заглушку растворитель, выжидают двадцать минут.
- Проводят по резьбе разводным ключом, пока заглушка не станет поддаваться. Должен раздаться звук выходящего воздуха.
- Когда звук затихнет, нужно намотать на заглушку новый слой «фумки», вставить ее на прежнее место. Если требуется — подкрасить место стыка.
Профилактика
Как правильно спустить воздух из радиаторов отопления должен знать каждый. Однако подобного можно и вовсе избежать, или минимизировать возникновение подобных ситуаций. В этом поможет воздухоотводчик нового поколения. Такие устройства могут быть как поплавковыми, они же автоматические и ручными, какие используются при наличии крана Маевского.
Монтаж может осуществляться в любом месте, где есть риск возникновения воздушной пробки. Автоматические приспособления могут быть как прямыми, так и угловыми. Для решения поставленной задачи рекомендуется установить подобные элементы на каждой батарее.
Виды воздухоотводчиков
Чтобы стравить воздух из тёплого пола, чаще используются отводчики, которые бывают ручными и автоматическими.
Устройства ручного действия в основном ставятся на теплообменниках, а автоматические на верхнем участке коллектора или трубопровода.
Автоматические модели
Данные приборы выпускают как отечественные, так и зарубежные производители, и каждый вид имеет свои особенности в конструкции — это зависит от марки. Устройства бывают:
- С отражающей пластиной внутри корпуса — она устанавливается у входа в рабочую камеру, и предназначена для защиты внутренних деталей от гидроударов.
- С пружинным отсекающим клапаном, который оснащён воздухоотводчиком, через него можно стравлять воздух.
- С боковыми резьбовыми патрубками.
- Сепараторы микропузырьков — устанавливаются в трубопроводе на два входных патрубка. Жидкость, проходя через трубку с медной сеткой, образует водяной вихрь, он притормаживает воздух и направляет его вверх. После чего, происходит выпуск воздушных пузырьков через автоматический клапан.
- С кулисным механизмом — в их камере размещён пластиковый поплавок, связанный с запорной спускной иглой. Когда он опускается в завоздушенную среду, при помощи иглы происходит открывание спускового отверстия для выхода воздушных потоков.
Ручные
Ручные устройства — это краны Маевского. Конструкция простая, поэтому наиболее часто устанавливаются в отоплении. Механический воздушник при эксплуатации хорошо герметизирует выход из корпуса.
При необходимости удаления воздуха вентиль поворачивается на несколько оборотов, в результате чего начинается процесс развоздушки.
Как удалить — технические моменты
Проблема развоздушивания системы отопления должна решаться еще на стадии планирования и монтажа. Пройти мимо не получится, поэтому сразу надо предусмотреть возможности для стравливания воздуха и правильно монтировать компоненты. Вот что можно сделать:
При монтаже радиаторы навешивать с уклоном около 1° — один сторона получится выше и именно на ней необходимо установить воздухоотводчик. Это может быть кран Маевского или автоматический клапан. Недостаток первого варианта — придется обходить радиаторы и вручную спускать воздух. Автоматические воздухоотводчики в этом плане лучше, так как отводят газы по мере накопления. Их минус — они обычно имеют немалые размеры, так что с вопросами эстетики довольно сложно (есть и маленькие, но импортного производства, так что стоят дороже).
- В высоких точках системы (на подаче) и на поворотах, поставить автоматический воздухоотводчик. Кроме радиаторов воздух скапливается в верхних точках. Если не поставить тут клапан для его удаления, может возникнуть воздушная пробка.
- Если система большая, с гребенкой, на коллекторе подачи и обратки оставить по воздухоотводчику (желательно автоматическому).
- Еще один способ автоматически удалять воздух из системы с гребенкой: перед ней установить проточный или непроточный воздухосборник. Это для домов на два этажа и больше. Для небольших систем есть более элегантное решение — линейные дегазаторы. Они работают по тому же принципу как и автоматический воздухоотводчик (это один из вариантов), только устанавливаются в разрыв трубы.
Проточный воздухосборник — это кусок трубы большого диаметра с установленным в верхней части автоматическим клапаном. В этой трубе течение теплоносителя замедляется (как и в радиаторах), растворенные в теплоносителе газы поднимаются вверх и выводится через клапан.
- Непроточный воздухосборник — это небольшая емкость, приваренная на перпендикулярном участке трубы все с тем же спускным клапаном. Принцип действия немного другой. Так как воздушные пузырьки обычно идут в верхней части потока, они попадают в вертикальный отводок, поднимаются и выводятся через клапан.
Правильно рассчитывать объем расширительного бака (для закрытых систем это особенно критично), следить за его исправностью (целостность мембраны) и давлением в нем.
И не забудьте такой момент: если полотенцесушитель у вас подключен к отоплению, он тоже является верхней точкой. На нем тоже желательно установить устройство для отведения воздуха из системы отопления.
Чем опасна воздушная пробка в радиаторе?
Если в батарее появилась завоздушина, ничего хорошего от этого не будет. Лишний воздух является преградой для нормального функционирования системы. А также может стать причиной образования коррозии на стенках радиатора.
Если в контуре установлен циркуляционный насос. воздушная пробка может нарушить и его работу. Когда система функционирует правильно, подшипники скольжения на валу насосного агрегата находятся постоянно в воде. А при наличии завоздушины возникает эффект «сухого трения», который негативно влияет на скользящие кольца, и может вывести из строя вал
Поэтому важно знать, как выгнать воздух из системы отопления дома. Принятые вовремя меры помогут предупредить повреждение сети теплоснабжения
На что влияет воздух
Если в отопительной системе дома происходит завоздушивание, нормальная циркуляция воды нарушается.
Появление воздушной пробки может привести к таким последствиям:
- Вибрации труб, ослаблению их стыков и даже разрушению в местах сварки — при длительном воздействии.
- Появлению шумов при циркуляции воды.
- При образовании в малодоступных местах — к размораживанию всей системы отопления.
- Уменьшению (полному или частичному) циркуляции жидкости.
- Снижению эффективности процесса отопления и, соответственно, перерасходу топлива.
- Сокращению срока службы системы отопления, в том числе по причине преждевременного выхода из строя самого оборудования (при попадании внутрь на металлические части, что приводит к возникновению коррозии).
Воздушные пробки в современной отопительной системе можно сравнить с сырыми дровами, используемыми для печного отопления, — это нерентабельно и технологически вредно.
Профилактика
- Можно ли своими руками доработать систему отопления так, чтобы не сталкиваться с проблемой завоздушивания?
Если вы живете на верхнем этаже или в частном доме — можно.
Рецепт предельно прост:
В автономном контуре подключите отопительные приборы по схеме «снизу вниз». Даже если внутри радиатора скопится воздух, он никак не повлияет на циркуляцию воды через нижний коллектор. При этом батарея будет горячей по всему объему благодаря собственной теплопроводности;
При такой схеме подключение даже завоздушенная батарея будет горячей.
В верхней точке стояка или всего контура смонтируйте автоматические воздушники. Они крайне редко требуют обслуживания и стравливают воздушные пробки без вашего участия.
Автоматический воздухоотводчик вполне может заменить кран Маевского на любой батарее.
Как правильно спустить воздух из батареи
Чтобы выпустить весь накопившийся в трубах и батареях газ вам понадобится радиаторный ключ, с помощью него происходит регулировка воздушного клапана, такие ключи продаются во всех хозяйственных магазинах и бывают разных размеров для разных батарей. В конструкциях новых батарей клапан можно открыть плоской отверткой. Если в вашем доме не одна батарея, удостоверьтесь, что вы сможете открыть клапан на каждой, спускать воздух надо из всех радиаторов, установленных в доме.
Подобную операцию надо совершить со всеми батареями в доме, даже если с ними нет никаких проблем. Для профилактики все газы обычно спускают раз в год и после ремонта или каких-либо других изменений в отоплении.
Порядок действий:
- Найдите тазик или любую другую тару для слива воды, затем найдите на вашем радиаторе впускной и выпускной клапан и убедитесь, что они открыты.
- С помощью ключа поворачиваем клапан против часовой стрелки. При этом должен раздаться характерный шипящий звук, это значит, что воздух благополучно выходит и заменяется на жидкость.
- Вот тут-то и понадобится емкость, вместе с воздухом выйдет немного капель воды и как только из клапана польется устойчивая струйка, затягивайте его обратно.
Устройство и принцип работы прибора
Привычные многим краны Маевского изготавливались под управление специальным ключом либо слесарной отверткой. То есть по факту такие изделия нельзя назвать автоматическими приборами.
Современные прообразы кранов Маевского – автоматические воздухоотводчики – конструкторы несколько усовершенствовали.
Автоматические модели работают без какого-либо стороннего вмешательства.
Но в сантехнической практике встречаются различные конструктивные вариации кранов Маевского:
- прямые штоковые ручные;
- угловые штоковые ручные;
- поплавковые вертикальные автоматические.
Ручные и автоматические варианты несколько отличаются в том плане, что первые могут монтироваться практически в любом положении, а вторые исключительно в положении вертикально.
Ручные конструкции традиционно монтируются непосредственно в тело радиаторных панелей или батарей. Автоматические воздухоотводчики, как правило, предназначены под установку на магистралях в труднодоступных для обслуживания точках системы отопления.
Принцип работы крана Маевского основан на взаимодействии простейших деталей. Ручными конструкциями фактически представлен обычный игольчатый клапан.
Элементами такого клапана являются:
- Корпус металлический.
- Шток с резьбой и проходными канавками.
- Колпак с каналом для выхода воздуха.
- Уплотнитель резиновый кольцевой.
Материалом под изготовление кранов Маевского традиционно выбирается латунь. Правда, отдельная деталь механизма – колпак с воздушным каналом – может иметь исполнение из капрона, нейлона, высокотемпературной пластмассы.
Латунный корпус устройства по внешнему диаметру нижней части имеет резьбу. Этой частью корпуса кран ввинчивается в посадочное место пробки радиатора отопления.
Действие механизма ручного крана
Всё просто. В обычном состоянии винт управляющего штока вкручен до упора игольчатой частью в кольцевую обечайку спускного отверстия.
Когда появляется необходимость освободить систему от воздушной пробки в радиаторе, сантехник (или владелец жилья) ключом либо отвёрткой выкручивает винт на 2-3 оборота. За счёт большой разницы плотности воды и воздуха, последний первым утекает сквозь открывшееся выходное отверстие.
Дальше воздушный поток устремляется сквозь продольные канавки штока и попадает в область под капроновым колпаком. Оттуда воздушная масса выбрасывается через выходной канал. Как только поток воздуха прекратился, и следом потекла вода, сантехник заворачивает винт крана Маевского до упора. На этом процедура спуска воздуха завершается.
Периодически процедуру по удалению воздуха из контурного отопления повторяют, так как за один раз спустить весь объём воздуха не удаётся.
Принцип работы автоматических воздухоотводчиков
Несколько иным видится действие автомата – последователя крана Маевского. Принцип работы похожего изделия, но действующего автоматически, существенно отличается от ручного стандарта. Воздухоотводящий автоматический кран размещается в цилиндрическом корпусе. Внутри цилиндра установлен поплавковый механизм.
Системой рычагов поплавок механизма связан с игольчатым штоком. В этой конструкции шток имеет вертикальное расположение. Его игольчатое окончание исполняет функции клапана, блокирующего или деблокирующего отверстие верхней части цилиндра. Вход воздушно-водной среды предусмотрен в нижней части.
По факту присутствия воды внутри цилиндра воздухоотводчика поплавок поднят давлением. Сила давления прижимает игольчатую часть клапана. Та, в свою очередь, закрывает верхнее выходное отверстие.
Но стоит только внутрь цилиндра попасть воздуху, сила давления воды на поплавок ослабевает, игольчатая часть клапана отходит вниз. Открывается верхнее калибровочное отверстие, сквозь которое воздух выбрасывается наружу. По мере схода воздушного пузыря цилиндр вновь заполняет вода. Клапан устанавливается поплавком в положение “закрыто”.
Откуда берется воздух
- Откуда берутся завоздушенные батареи? Разве контур не должен быть заполнен круглогодично?
Должен. На этот счет есть строжайшая инструкция «Тепловых Сетей», отвечающих за работу ЦО.
Только — вот беда! — кроме инструкций, существует еще суровая реальность:
Лето — время ревизии и ремонта запорной арматуры на стояках и в элеваторных узлах. Заполнять контур и выполнять спуск воздуха из каждого стояка после замены каждого вентиля и сгона жилищная организация просто разорится на оплате расхода воды, если это делать;
Лето — время ревизии запорной арматуры на отоплении.
- Жильцы квартир в период отпусков часто озадачиваются заменой и переносом радиаторов. При этом они тоже сбрасывают стояки, а то и дом целиком;
- При закрытых задвижках и охлаждении контура объем теплоносителя в нем падает. Физика, однако. Стоит открыть любой вентиль — и стояк с шумом засосет воздух;
- Наконец, остывшие чугунные радиаторы после остановки отопления часто начинают течь между секций. Причина — все то же тепловое расширение. После десятой — пятнадцатой течи в одном подъезде слесарь оказывается перед нелегким выбором: тратить все лето на переборку батарей с заменой прокладок или просто сбросить контур на пару-тройку оставшихся до осени месяцев.
Течь между чугунных секций. Смотрите весной во всех квартирах страны.
Стоимость ручных и автоматических воздухоотводчиков
Цены на воздухоотводчики для системы отопления зависят главным образом от металла, из которого они изготовлены, от производителя и размера клапана. Стоимость автоматического воздухоотводчика может колебаться от нескольких сотен рублей до нескольких тысяч за приборы импортного производства.
Сравнительная таблица цен основных видов и модификаций.
Номенклатура воздухоотводчика | Стоимость в регионах, розничная цена, руб/шт, без НДС | Стоимость в Москве, розничная цена, руб/шт, без НДС |
Автоматический Броен Баллофикс (Испания) | 395,00 | 373,00 |
AE32-17 автоматический ДУ 25 (DN 1) PN40 ф | 49 850—50 400 | 49 350 |
Воздухоотводчик Navien насос Deluxe 13-40K, Deluxe Coaxial | 1000—1200 | 890—1000 |
Воздухоотводчик ручной FHF-EM (Danfoss) | 710—740 | 705 |
Воздухоотводчик ручной упрощенный | 12,00—15,00 | 11,50—12,50 |
Воздухоотводчик ручной, 15, под отвертку | 19,75-22,00 | 18,00—20,00 |
Проведение ремонтных работ
Обнаружив признаки наличия воздуха в системе отопления, не стоит сразу приниматься избавляться от него. Сначала проверяют контур на целостность и герметичность. Ведь если имеются протечки, проблемы будут продолжаться.
Утечка теплоносителя
Утечка теплоносителя — потери жидкости, которые происходят из-за неплотных соединений и повреждений контура.
Фото 1. Протечка в трубе отопительной системы. Подобная неполадка может стать причиной плохой работы конструкции отопления.
Возможные места утечек и способы устранения:
- Участки труб. Для прекращения течи используются хомуты, холодная сварка. Если труба пластиковая, заменяется весь отрезок.
- Места стыков частей системы — уплотняются. Используется сварка.
- Неплотное соединение секций радиатора. Придётся снимать батарею и затягивать соединения (на алюминиевой). Чугунные радиаторы проклеивают тканью с эпоксидной смолой.
Это трудоёмкая часть работы по подготовке системы к отопительному сезону. Но сделать это необходимо, иначе можно остаться без тепла зимой.
Постоянная потеря теплоносителя приведёт к нестабильной работе системы.
Особенность системы тёплых полов
Наличие тёплого пола усложняет систему, воздух в петлях пола выгнать непросто.
Пробки воздуха появляются по причине:
- уменьшения давления;
- сильного нагрева теплоносителя;
- образования протечки;
- нарушения герметичности соединений;
- ошибок, сделанных при монтаже (неровная поверхность, уклон трубы, ошибки в организации коллектора);
- неграмотного первого запуска системы.
Чтобы система правильно запустилась, воздух из неё стравливают до включения котла и нагрева теплоносителя.
Если тёплый пол — основное средство получения комфортной температуры, то воздух в нём допускать нельзя.
Внимание! Обычная система работает, даже если там находится воздух. КПД понизится, но тепло все равно будет поступать
Когда в контуре появился воздух, то пол перестанет греть — причиной тому служат сложная укладка и малый диаметр трубопровода.
Выгонка воздуха из контура пола — длительный процесс:
- На коллекторе включается только один контур.
- Нагнетается давление выше рабочего (на 15—20%).
- Запускается циркуляционный насос на малых оборотах. Для заполнения контура отводится некоторое время, чтобы теплоноситель вытеснил воздух. Затем активизируется следующий контур, так один за другим медленно заполняются все ветки, идущие через коллектор.
- Процесс длится нескольких дней. Его повторяют, пока не выйдет весь воздух.
- Это проделывается с холодным теплоносителем, нагрев включается только по достижении уверенности, что воздух полностью вышел.
Справка. При установке системы полезно подумать об оснащении напольного контура сепаратором — устройством для автоматического вывода воздуха из труб.
Частота обновления теплоносителя
Жидкость — важная составляющая отопления, которую требуется правильно эксплуатировать.
Периодическая замена необходима, но не стоит этим злоупотреблять. Оптимальный срок годности жидкости в трубах — 12 месяцев при условии обязательного слива системы.
Синтетические теплоносители: пропиленгликоль, этиленгликоль остаются в системе до 7—8 лет.
Фото 2. Канистра с синтетическим теплоносителем для отопительной системы. Данное вещество служит дольше, чем обычная вода.
Концентрация синтетических соединений в составе жидкости удлиняет срок годности теплоносителя. Но если нет необходимости использовать антифриз, то можно обойтись простой водой.
Время замены подскажут фильтры грубой очистки: если они не нуждаются в промывке и замене, то вода в системе также пригодна, менять её не нужно.
Это важно, потому что каждая свежая порция жидкости — свежий набор солей и примесей, кислорода, который с новыми силами вступает в реакцию с внутренними поверхностями, оседая на них наслоениями, постепенно снижающими эффективность системы. Важно! Вода, которая уже находится в контуре — подготовленная жидкость, без примесей и активных веществ
То, что вода изменила цвет, не меняет её ценности — она уже прошла реакции, получила инертность и теперь является оптимальным дополнением к эффективности системы
Важно! Вода, которая уже находится в контуре — подготовленная жидкость, без примесей и активных веществ. То, что вода изменила цвет, не меняет её ценности — она уже прошла реакции, получила инертность и теперь является оптимальным дополнением к эффективности системы
Если радиаторы засорились, то снимать их для очистки можно, не сливая, достаточно просто перекрыть вентили.
Признаки завоздушивания
Завоздушивание приводит к неэффективной работе системы отопления, в результате чего расходуются излишние ресурсы на подогрев теплоносителя. Это приводит к неоправданным финансовым расходам и может существенно сказаться на семейном бюджете в течение холодного сезона. Сигналами, если завоздушена система отопления, являются следующие признаки:
- Отсутствие нагрева теплообменников. Завоздушивание в контуре отопления в виде пробки препятствует прохождению теплоносителя по трубам, в результате чего он не поступает на радиаторы или в трубопровод теплых полов. Если в подводящие трубы попадает воздух, батареи и полы остаются холодными при работающем на полную мощность котле.
- Неравномерный прогрев радиаторов. Если в радиаторах отопления находится воздух, одна из его частей будет иметь более низкую температуру, что легко определить прикосновением ладони к поверхности секций.
- Повышенный шум. Перемещение теплоносителя в трубопроводном контуре с воздушными пробками нередко сопровождается шумом, который вызывает движение микропузырьков.
- Вибрации. Повышенная концентрация воздуха в теплоносителе приводит к ускорению окислительных процессов из-за содержащегося в нем кислорода, сопровождаемых распадом металлов с образованием солей и углекислого газа. Периодические выбросы нерастворимых оксидов металлов и углекислого газа в теплоноситель способны вызвать вибрационные процессы в трубах.
Рис. 2 Завоздушенные радиаторы в тепловизоре
Краткое наставление, как спустить воздух из батареи отопления
Безобидные с виду пузыречки воздуха, всегда присутствующие в горячей воде системы отопления, рано или поздно скапливаются в верхней точке радиатора. Зато воздушные пробки, которые создает воздух в батареях, не такое уж безобидное явление. Они практически парализуют циркуляцию горячей воды в трубопроводе, что приводит к охлаждению всей отопительной системы и, соответственно, к понижению комнатной температуры в квартире.
В большинстве случаев мужская часть населения самостоятельно избавляется от воздушных пробок у себя дома, используя нехитрый инструмент и скромные познания, как выпустить воздух из батареи.
Обнаружение воздушных пробок
Наличие воздуха в рабочей полости батареи препятствует полноценному прохождению горячей воды по всем секциям радиатора, появляются незаполненные водой полости. Из них через стенки батареи доносятся пробулькивающие звуки перетекающей воды.
Если слегка простучать молотком по верху радиатора, то в том месте, где притаилась воздушная пробка, металл будет звучать более звонко, так как в других местах вода гасит звуки. Естественно, что больше всего скоплений воздушных пузырей наблюдается в батареях, установленных выше всех по стояку.
Cброс воздуха через специальные краны
Поговорка «Готовь сани летом…» как будто специально придумана для летних профилактических работ с отопительной системой. Предусмотрительные хозяева устанавливают краники, заранее озаботившись проблемой, как спустить воздух из батареи в зимний период. Кстати, краники на трубопроводе и на радиаторе помогут и в других создавшихся ситуациях, например, при ремонте или замене радиаторов отопления. Всегда можно у себя в квартире локально перекрыть воду и заниматься устранением неполадок.
Если вы не сомневаетесь в присутствии в батарее воздушной пробки, то при наличии краника с ней не трудно справиться. Сначала наденьте кусочек резинового шланга на носик крана и подготовьте ведро, чтобы вырвавшиеся с воздухом брызги воды не залили пол
Осторожно открываете кран, ведь вода в системе находится под давлением. Послышится легкое шипение выходящего воздуха
Дождитесь, когда оно прекратится, и закрывайте краник.
Наверняка, вместе с воздухом вырвется какое-то количество воды, но вы подстраховались шлангом и не забрызгали ничего вокруг. Выпустив вместе с воздухом остывшую воду (порядка 20 литров), вы возобновляете нормальную циркуляцию горячей воды в своем отопительном контуре. Теперь ваша батарея должна быстро нагреться.
Аналогичные действия предпринимаются при наличии крана Маевского. Обязательно подставить емкость для воды — ведро или тазик, подложить тряпку. В зависимости от типа головки, кран открывается либо отверткой, либо руками или пассатижами. Воздух с шумом начнет выходить из крана, не следует пугаться его свиста или шипения. Необходимо дождаться появления воды, напор ее будет слабым, при этом воздух весь выйдет. Закрывайте кран, вы только что самостоятельно справились с проблемой, как стравить воздух в батарее и запустить у себя горячее отопление.
Удаление воздушной пробки при отсутствии кранов
Если специальные краны отсутствуют, то для сброса воздуха придется открутить заглушку на верхнем торце радиатора. Чтобы не залить соседей в случае сильной протечки через выворачиваемую пробку, необходимо перекрыть поступление горячей воды в батарею. Для этого не поленитесь спуститься в подвал и перекрыть воду во всем стояке, чтобы ваша локальная проблема, как убрать воздух из батареи, не превратилась в разбирательства с разгневанными соседями. Предусмотреть необходимо любую мелочь. Приготовьте ведро, большой тазик, ковшик, обложите зону работ тряпками.
Для открывания заглушки используйте разводной ключ и немного керосина, бензина или скипидара. В свое время пробка закручивалась на пакле с краской, для ее снятия и удаления ржавчины на резьбе понадобится приготовленный керосин. Нанесите на место крепления заглушки несколько капель керосина и подождите минут пятнадцать. Аккуратно и не спеша начинайте откручивать заглушку. Возможно, потребуется большое усилие, чтобы заглушка стронулась с места. Откручивать ее необходимо до тех пор, пока не зашипит выходящий воздух.
Это важно! При выкручивании заглушки постарайтесь не переусердствовать, чтобы не выкрутить ее полностью из резьбового гнезда радиатора. Если в стояке вода не перекрыта, то при вытекающей горячей воде вкрутить назад пробку практически невозможно
Для того, чтобы вышел весь воздух, можно даже слегка встряхнуть батарею. Подмотайте на резьбу паклю или ленту ФУМ, закрутите поплотней заглушку на старое место.