Как установить батарею отопления
Существует два способа установки радиаторов для обогрева помещений. В настенном варианте крепления батареи навешивают на кронштейны. Форма и конструкция опор для батарей может быть различной, главное они должны быть надёжно закреплены на стене и выдерживать вес отопительного прибора.
Крепежом для кронштейнов служат анкерные болты. Их применяют в бетонных, кирпичных стенах или кладке из другого материала (шлакоблоки, пеноблоки и др.). Есть опоры, которые одновременно являются анкерными болтами и кронштейнами.
Существуют нормативы, определяющие количество опор для секционных радиаторов. Для чугунных батарей кронштейны устанавливают между каждыми 6- и секциями. В панельных приборах заводом изготовителем предусмотрен крепёж к стене с тыльной стороны.
Правила навески отопительных приборов
Отопительные изделия устанавливают строго в определённых местах помещений – это:
- подоконные ниши;
- протяжённые межоконные расстояния;
- глухие стены в угловых комнатах;
- санузлы, кладовые и прочие подсобные помещения, смежные стены, которых являются наружными ограждениями;
- межэтажные площадки лестничных клеток и фойе подъездов.
Установочные размеры отопительного прибора
Зазоры между радиатором и ограждающими конструкциями при установке прибора выполняются на основе нормативных установочных размеров.
На фото буквами обозначены установочные размеры. В таблице ниже указаны предельные величины этих параметров.
Литера | Величина | Норматив |
A | 50 мм | СНиП 3.05.01-85 п. 3.20 |
B | До 400 мм | — «- п. 3.24 |
C | 300, 350, 400, 500, 600 и 800 мм | ГОСТ 8690-94 п. 4.1 |
D | От 100 мм до 150 мм | СНиП 3.05.01-85 п. 3.24 |
F | От 100 мм | 2 СНиП 41-01-2003 п. 6.5 |
L | 25 – 60 мм | СНиП 3.05.01-85 п. 3.20 |
H | От 60 мм до 100 мм | СНиП 3.05.01-85 п. 3.20 |
V | Не более 1500 мм | СНиП 2.04.05-91* п. 3.52 |
Установка напольных приборов отопления
Следует отметить, что наряду с настенными приборами, существуют напольные радиаторы. В основном это высокие чугунные батареи с декоративной отделкой и низкие приборы, устанавливаемые под панорамными окнами.
В некоторых случаях к полу крепят ножки этих изделий, чтобы предотвратить их случайный сдвиг.
Устройство и работа радиатора
Ни один двигатель внутреннего сгорания не обходится без системы охлаждения. Она не позволяет перегреть мотор во время эксплуатации автомобиля. На современных автомобилях наибольшее распространение получила жидкостная система охлаждения. Среди ее преимуществ – эффективное и равномерное охлаждение двигателя, уменьшение шумности работы.
Автомобильный радиатор
Одним из важнейших элементов данной конструкции является радиатор. Его задача – эффективно охлаждать жидкость, отводя при этом тепло в окружающую среду. Некое подобие современного радиатора устанавливалось даже на самых ранних автомобилях с ДВС.
Радиатор охлаждения двигателя, как правило, состоит из верхнего и нижнего бачков, сердцевины, где происходит непосредственно охлаждение жидкости, и деталей крепления. Жидкость, поступающая в радиатор из водяной рубашки двигателя, охлаждается в нем до требуемой температуры, после чего снова возвращается к двигателю. Корпус бачков и сердцевина радиатора изготавливаются из легких металлов, таких как латунь или алюминий. Благодаря их хорошей теплопроводности обеспечивается эффективное охлаждение жидкости.
Сердцевину радиатора составляют плоские металлические пластины, которые вертикально пронизывают полые трубки, соединяющие верхний и нижний бачки. Таким образом, жидкость через сердцевину проходит множеством потоков, в результате чего увеличивается площадь и интенсивность охлаждения.
Схема радиатора
Патрубки радиатора соединяют бачки с водяной рубашкой двигателя. В нижнем бачке имеется краник, который предназначен для слива жидкости. Такой же краник установлен и на двигателе. Жидкость в систему охлаждения заливается через горловину, расположенную на верхнем бачке радиатора.
В системах охлаждения, которые имеют современные автомобили, учитывается множество параметров, таких как температура двигателя, масла, охлаждающей жидкости, окружающей среды и т. д.
Действие жидкостной системы охлаждения состоит в следующем. Насос постоянно и непрерывно обеспечивает циркуляцию жидкости. Благодаря этому омываются стенки цилиндров и головки блока, от них отводится тепло. Нагретая жидкость направляется по патрубкам в радиатор, где обеспечивается отвод теплоты в окружающую среду. После этого охлажденная жидкость возвращается в рубашку охлаждения двигателя и цикл повторяется.
Чтобы повысить эффективность работы всей системы охлаждения, дополнительно перед двигателем устанавливается вентилятор, который нагнетает воздух на поверхность радиатора. В результате процесс теплообмена сильно ускоряется.
В подавляющем большинстве на автомобили устанавливается вентилятор радиатора с электроприводом, который запускается автоматически благодаря управляющему датчику, когда температура охлаждающей жидкости становится слишком высокой. Вентилятор вместе с радиатором охлаждения устанавливаются перед двигателем.
Последствия перегрева двигателя
Одно из последствий перегрева двигателя — прогар поршня
Для предотвращения перегрева двигателя необходимо следить за показаниями датчика температуры, а также поддерживать систему охлаждения в чистоте и исправном состоянии.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости?
- Что такое компрессия двигателя и как ее измерять?
- Срок службы аккумулятора автомобиля — что влияет и как продлить
Устройство, классификация и особенности основных видов
Сегодня производят разнообразные радиаторы для отопления:
- трубчатые и пластинчатые;
- стальные и алюминиевые;
- чугунные, литые и секционные;
- сварные;
- однотонные и цветные;
- широкие и узкие и т.д.
Встречаются итальянские приборы, финские и китайские, немецкие, а также изделия российского производства.
Устройство
Также следует рассказать про устройство радиатора отопления. Это конвекционно-радиационный отопительный прибор, который получает тепло от теплоносителя, циркулирующего в системе. Таким теплоносителем чаще всего является вода.
Вода, проходя через радиатор, нагревает стенки каналов, которые, в свою очередь, передают тепло внешним стенкам прибора. Очевидно, что эффективность обогрева зависит от интенсивности передачи тепла от воды к воздуху помещения посредством материала радиатора.
Эта интенсивность зависит от нескольких параметров:
- теплопроводность и теплоемкость материала, из которого изготовлено устройство;
- площадь контактирующей с водой поверхности;
- площадь контактирующей с воздухом поверхности;
- цвет внешней поверхности.
Радиаторное отопление осуществляется благодаря конвекции и тепловому излучению. Эффективность конвекции зависит от площади поверхности обогрева, а излучения — от площади и цвета (чем темнее, тем интенсивнее).
Учитывая эти моменты, можно понять логику, которой руководствуется производство этих приборов. В первую очередь, она направлена на повышение площади контакта внешней поверхности с воздухом. Для этого используется разбивка на секции, всевозможные накладки, пластинчатые решетки и лопасти.
Кроме того, применяют материалы с высокой теплопроводностью, используют тонкие стенки для лучшей теплопередачи, повышают площадь сечения труб, за счет чего можно создать плоский радиатор отопления, обладающий не меньшей теплоотдачей, чем объемный чугунный аналог, но при этом отлично вписывающийся в интерьер.
Как видно, теплопроводность — один из основных критериев эффективности. Этот показатель зависит только от материала, из которого изготовлен излучатель. Давайте рассмотрим основные варианты использования различных материалов.
Чугунные
Радиатор из чугуна, пожалуй, самый узнаваемый и распространенный нагревательный прибор. Он используется для работы в системах центрального отопления, как в жилых домах, так в учреждениях и производственных помещениях. Отлично подходит для многоэтажных домов.
Такая популярность и распространенность объясняется рядом преимуществ, которыми обладает этот материал:
Значительная тепловая мощность на единицу длины прибора;
Компактность (хотя сравнение с современными приборами будет невыгодным);
Коррозионная стойкость и неприхотливость к качеству теплоносителя, что немаловажно в системах центральной подачи горячей воды, особенно в нашей стране;
Тепловая инерционность, обусловленная значительной теплоемкостью чугуна и массивностью прибора, из него изготовленного;
Достаточно высокая прочность материала, позволяющая выдерживать гидравлические удары при проведении испытаний и пусков системы отопления после летнего перерыва;
Долговечность, позволяющая эксплуатировать чугунные устройства свыше 40 лет.
Однако сегодня приборы из чугуна постепенно вытесняются другими материалами.
Это обусловлено рядом недостатков, присущих чугунным моделям:
- Высокая масса изделий из чугуна, которая затрудняет транспортировку и монтаж приборов. Также довольно сложно поменять прибор;
- Низкая теплопроводность, обусловленная пористой структурой и массивностью чугуна. Для нагрева поверхности батареи требуется теплоноситель с высокой температурой, до 70 – 80 С, иначе батарея остается еле теплой;
- Межсекционные прокладки имеют тенденцию к деградации;
- Радиаторные ниппели разрушаются при длительной эксплуатации (более 40 лет);
- Внутренние стенки пористые и довольно шершавые, что приводит к падению теплопередачи из-за налета, а также препятствует движению воды;
- Требуют периодической покраски;
- Достаточно громоздки и плохо вписываются в современные стили оформления интерьеров;
- Занимают много места.
Основные производители радиаторов из чугуна: компания KONNER (Китай), МС-140 (Россия), Tokio (Китай).
Принцип работы
Для правильного функционирования современные жидкостные системы охлаждения в процессе работы учитывают множество важнейших параметров. Специальные датчики снимают показания температуры двигателя, температуры охлаждающей жидкости и моторного масла, температуры за бортом и т.д.
Если вкратце описывать принцип работы системы охлаждения, тогда за точку отсчета стоит принять жидкостной насос. Этот элемент заставляет охлаждающую жидкость постоянно двигаться и циркулировать по кругу. При этом проход через рубашку охлаждения двигателя (малый круг) позволяет жидкости омывать горячие стенки головки блока и цилиндров. Когда температура охлаждающей жидкости растет, тогда при определенных показателях срабатывает термостат и открывает доступ жидкости в большой круг (радиатор). Так удается избежать перегрева двигателя и эффективно отдать жидкости избыточное тепло от нагретых деталей мотора. Когда горячая жидкость попадает в устройство охлаждения, от неё происходит отвод тепла в окружающую атмосферу. Полный цикл заканчивается, а охлажденная жидкость движется аналогично по новому циклу.
Вполне очевидно, что радиатор является своеобразным теплообменником, который обеспечивает эффективное охлаждение не самого мотора, а охлаждающей жидкости. Установка дополнительного вентилятора или жалюзи позволяет поддерживать температуру жидкости на оптимальном для работы мотора уровне как в экстремальный холод, так и в сильную жару.
Сборка секционных батарей отопления
Секционные приборы обогрева помещений удобны тем, что их можно собирать из любого расчётного количества регистров. Можно добавлять или демонтировать секции тем самым, корректируя теплоотдачу прибора. В случае выхода из строя секции её можно убрать, заменив новым регистром. Сборку секционных приборов отопления производят следующим образом.
- Для сборки секционной батареи понадобятся фитинги внешней резьбой (ниппели), заглушка, два запорных шаровых крана и кран Маевского. Процесс сборки секций происходит следующим образом.
- На рабочем столе или поддоне укладывают, собранную в заводских условиях, батарею, к которой нужно подсоединить дополнительные секции.
- На два ниппеля (фитинга) одевают паронитовые кольца.
Как собрать (добавить) секции к алюминиевому радиатору
Смотрите это видео на YouTube
- Ниппели имеют две разнонаправленные резьбы. Их чуть-чуть вкручивают в отверстия батареи с одной стороны.
- Одну или несколько секций в сборе придвигают к основной батарее так, чтобы во вторые отверстия вошли свободные концы фитингов.
- Специальный ключ продевают через отверстие первого блока и слегка проворачивают ниппель до щелчка. Щелчок свидетельствует о том, что резьбы двух деталей совпали правильно.
- Поворотом ключа ниппель втягивают в первый секционный блок.
- Вставив ключ со стороны второго блока, окончательно стягивают секции в единую конструкцию.
Все скручивания нужно производить не спеша, не прилагая чрезмерных усилий. Во время сборки нужно обязательно следить за тем, чтобы соединяемые детали стыковались без перекосов.
Конструкция приборов
Алюминиевые панели отопления состоят из секций, которые изготавливаются из сплавов металла с примесями кремниевых добавок. Такой состав делает прибор намного прочнее к механическим повреждениям и воздействию горячих температур. Металлический сплав не подвержен коррозийным разрушениям. Часто для усиления защиты внутренней поверхности от воздействия отопительной жидкости используется тончайшее полимерное покрытие примерно в 50 мкм.
Радиаторные панели выпускаются обычно в стандартном белом цвете. При желании их можно перекрасить эмалью, выдерживающей воздействие высоких температур. Часто на приборы наносят оригинальное фотоизображение.
Достоинства алюминиевых приборов отопления
Растущая популярность приборов обусловлена рядом преимуществ их использования в устройстве системы отопления:
- компактны, занимают мало места;
- высокая теплоотдача;
- легкий вес (не затрудняет транспортировку, установку и подключение приборов);
- быстрый нагрев теплоносителем оборудования;
- конвекционный способ обогрева препятствует накоплению пылевых отложений между секциями;
- выгодное соотношение цены и качества;
- привлекательный внешний вид;
- возможность подобрать на заказ радиатор любого дизайна;
- секции покрываются порошковым напылением, которое предотвращает появление коррозии.
Недостатки
Данные приборы, несмотря на все их положительные эксплуатационные качества, имеют свои недостатки. Некачественный теплоноситель и гидроудары, возникающие в результате повышения давления внутри системы отопления, могут привести к поломке и прорыву радиатора. Также низкое качество жидкости вызывает коррозию металла.
Часто оборудование соединяют с трубами из металлов, являющихся антагонистами алюминию, — медь и сталь. Их взаимодействие провоцирует образование ржавчины. Чтобы этого избежать, специалисты рекомендуют при установке в помещении алюминиевых радиаторов использовать проходные пробки из хромированных и никелированных металлов.
Полубиметаллические радиаторы
Некоторые производители изготавливают полубиметаллические радиаторы. В них не вся внутренняя часть имеет стальные или медные вставки. Чаще всего только вертикальные каналы изготовлены по технологии биметалла. Но иногда из меди или стали изготавливают сердечники для горизонтальных канало.
Полубиметаллические радиаторы хуже по своим характеристикам, чем биметаллические и алюминиевые. Вот их отличия:
- Части каналов, не защищенные сталью или медью, чувствительны к перепадам температур, как алюминиевые радиаторы;
- Каналы из биметалла отдают тепло хуже алюминиевых радиаторов;
- Стоимость полубиметаллических радиаторов выше чем алюминиевых, но они ничем не лучше.
Полубиметаллические радиаторы часто выдают за биметаллические, если у них только верхние трубки из стали или меди. Ведь вы не сможете посмотреть на то, из чего сделана внутренняя вертикальная часть секции.
Точно так же выдают алюминиевые радиаторы за полубиметаллические. Нечестные продавцы говорят, что вертикальная часть из меди или стали, но на деле это не так. И снова вам никак не проверить это.
Конструкция биметаллических радиаторов отопления разработана таким образом, чтобы защитить алюминий от давления, гидроударов и температуры. Надеемся, что статья была вам полезной. Не забудьте поделиться ей с друзьями!
Обобщение по теме
Как видите, устройство батарей может быть совершенно разным. Нередко именно конструкция и материал, из которого изготовлено изделие, определяют технические особенности радиатора
Поэтому так важно обращать внимание на все описанные выше нюансы, выполняя монтаж отопления частного дома или квартиры в многоэтажном массиве
Читайте далее:
Регулировочные вентили и кран для батареи отопления
Медные батареи отопления и другие радиаторы — особенности разных моделей
Надежные и практичные батареи «Рифар Монолит» — особенности конструкции и технические параметры
Какие батареи отопления самые лучшие?
Напольные батареи отопления — применяемые материалы, достоинства и недостатки
Ремонт или замена
Практикой доказано, что отремонтировать радиатор дорогой машины будет стоить в два раза дешевле покупки и монтажа аналогичного нового изделия. Но это именно для премиальных моделей. Обычно починка неисправного радиатора длится не более двух-трёх дней.
Но не всякий радиатор можно отремонтировать. Существует по крайней мере одно обстоятельство, при котором восстанавливать эту деталь не имеет смысла: трубки радиатора обильно загрязнены агрессивными химическими веществами. Здесь и чистка бесполезна.
Итак, насколько практичной будет замена радиатора? Владельцам новых машин премиум-класса с таким вопросом стоит обратиться к специалисту, а также узнать у него подробности о ремонте и попросить его провести диагностику данного элемента системы охлаждения.
Если же машина недорогая, то лучше купить новый радиатор, это выйдет относительно ненакладно. Замена этого агрегата имеет смысл и при нестандартных неисправностях, чтобы потом при поездках меньше переживать.
Совместимость с системами отопления
Для типичного алюминиевого отопительного прибора производители рекомендуют рабочее давление в 10-20 атмосфер при температуре не выше 130 градусов. Каковы реальные параметры разных отопительных систем в штатном режиме?
Система отопления | Давление | Температура |
С централизованной подачей теплоносителя | 3-5 кгс/см2 | 40-95 °С |
Автономная | 1,0-2,5 кгс/см2 | 50-80 °С |
Как легко заметить, рабочее давление батарей укладывается в эксплуатационные параметры отопительных систем с изрядным запасом.
Стало быть, их можно без ограничений использовать и в частных, и в многоквартирных домах? Не спешите с выводами, камрады.
В автономных контурах — можно. Их параметры полностью подконтрольны владельцу и при правильно спроектированной отопительной системе (то есть при достаточном объеме расширительного бака и рабочем предохранительном клапане) никогда не выйдут за пределы указанных мной значений.
А вот в отопительных системах многоквартирных домов возможны нештатные ситуации, приводящие к скачкам давления.
Приведу пару примеров:
- Гидроудар. Он возникает, если быстро заполнить водой сброшенный на время ремонтных работ стояк или весь контур. Вода практически несжимаема, поэтому в момент, когда она полностью вытеснит воздух через воздушник или сбросник, давление на фронте потока может кратковременно вырасти до 25-30 атмосфер;
- Ежегодные испытания теплотрасс на плотность. Они проводятся после окончания отопительного сезона и призваны выявить слабые места в изношенных трубопроводах: в теплотрассу нагнетается холодная вода с давлением 12 кгс/см2 и более. На время испытаний входные задвижки элеваторного узла должны быть перекрыты, а сбросы открыты. А теперь представьте себе, что произойдет, если по любой причине (ошибка слесаря, выход из строя одной из задвижек) элеватор не будет отсечен от трассы. Результат предсказать нетрудно: рассчитанные на 10 атмосфер батареи лопнут.
Нижнее подключение через специальный узел
Существует еще одна схема подключения радиатора отопления. При ее осуществлении подача теплоэнергии и обратная подача заходят с одной стороны, через специальный узел, который подключается либо отдельно к радиатору, либо с нижним подключением.
Данный вариант несет за собой большие теплопотери, которые достигают около 20%. Однако плюсом такого подключения является то, что трубы скрыты от глаз и находятся не на видном месте. Трубы при таком подключении можно полностью спрятать в стену так, что будет абсолютно незаметен угловой узел подключения радиатора отопления. Чаще всего данная схема подключения используется на лучевой разводке системы отопления.
Зачем нужен радиатор охлаждения в авто
Каждый автомобиль независимо от марки и модели оснащается достаточно важным и нужным механизмом, который носит название «радиатор охлаждения». Это устройство обеспечивает необходимые для полноценного функционирования двигателя температурные режимы. Если бы системы охлаждения в машине не было, это бы привело к моментальному перегреву мотора, и как следствие, к преждевременному его выходу из строя.
Несмотря на то, что радиатор является важным и полезным приспособлением в общей конструкции транспортного средства, многие автомобилисты вовсе не понимают, что это такое и с какой целью используется в авто. Именно поэтому в сегодняшней статье мы хотели бы более подробно поговорить об основном предназначении данной установки, а также о ее видах.
Прежде всего, давайте выясним, что это такое. Радиатор охлаждения – это своего рода теплообменник, который охлаждает антифриз посредством сильнейшего потока воздуха. Он расположен в передней части транспортного средства за решеткой радиатора. Именно в этом месте имеется отличная возможность максимально эффективного использования встречного потока воздуха в процессе передвижения. Если же говорить о медлительном передвижении машины, то здесь обдув осуществляется за счет специального вентилятора. Таким образом, охлаждающая жидкость в автомобиле, пройдя через множество ходов, охлаждается до необходимого уровня, что в свою очередь обеспечивает нормальное и бесперебойное функционирование двигательной системы. На современном рынке представлен большой выбор радиаторов охлаждения, отличающихся между собой определенными характеристиками.
Если же говорить о самых первых устройствах, они собирались механическим способом. Конечно же, это существенно снижало стоимость готовой установки. Однако что касается качества, то такие радиаторы в большинстве случаев оказывались недолговечными. А все потому, что нуждались в дополнительном использовании уплотнительных прокладок, которые бы помогли устройству устоять перед колебаниями температурных режимов.
Со временем на рынке стали появляться более усовершенствованные механизмы, обладающие особой прочностью и высоким уровнем теплоотдачи. Медные радиаторы можно было отремонтировать в случае надобности. Однако ввиду того, что данное сырье постепенно дорожало, производители стали использоваться для изготовления радиаторов охлаждения традиционный алюминий.
На сайте интернет – магазина «Авторадости» https://www.avtoradosti.com.ua/katalog-tovara/radiator_avtomobilnyj.html представлен большой выбор ультрасовременных алюминиевых радиаторов, обладающих особой прочностью и надежностью. А это говорит о том, что их можно с легкостью использовать для автомобилей, оснащенных более мощными силовыми агрегатами.
Технические характеристики биметаллических радиаторов
При выборе радиатора следует обратить внимание и на технические характеристики. Обычно на упаковке указывают:
- Максимальное рабочее давление. В большинстве моделей оно варьируется в диапазоне от 16 до 35 атмосфер. В централизованном отоплении оно не превышает 14 атм, а в автономном — 10. Все производители дают достаточный запас, поэтому переплачивать за чрезмерное рабочее давление бессмысленно.
- Тепловая мощность. Теплоотдача, указываемая производителем, рассчитывается для температуры теплоносителя в 70 градусов и указывается за одну секцию.Теплоотдача одного элемента чугунной батареи – примерно 150–180 ватт. Во время эксплуатации постоянно происходят отступления от данного значения. Поэтому при приобретении батареи надо учитывать и этот факт.
- Максимальная температура теплоносителя. Если указано, что она составляет более 95 градусов, то производитель несколько лукавит, поскольку в действительно больше 90 градусов никто не делает. Но если указано максимум 90 градусов или меньше, тоже плохо. Правильный диапазон — 90-95 градусов.
- Межосевое расстояние. В большей степени этот фактор важен для маркировки продукции (чаще всего встречаются модели с 350 и 500 мм между осями).
- Вес и габариты оборудования. Естественно, перед покупкой батареи следует измерить пространство, в которое должна войти батарея (с учетом, что между радиатором и прилегающими поверхностями должен остаться небольшой зазор). Облегченные конструкции пользуются большей популярностью у населения, уставшего от неподъемных чугунных батарей.
Как устроены биметаллические радиаторы отопления
На устройство биметаллических радиаторов недвусмысленно намекает их название – биметаллические, что означает – состоящие из двух металлов. Внутренняя часть радиатора, по которой протекает теплоноситель, изготавливается из стальных (медных) труб, а внешняя часть, служащая для передачи тепла окружающему воздуху, сделана из алюминия.
Плюсы такой конструкции очевидны. Стальные трубы способны легко выдерживать высокое давление в отопительной системе, помимо этого, в отличие от труб из алюминия, они химически устойчивы к различным вредным примесям, которые могут содержаться в теплоносителе. А алюминиевый корпус имеет наилучшие по сравнению с иными материалами показатели теплоотдачи. Это благотворно сказывается на габаритах, весе и виде биметаллических радиаторов, и ещё делает их очень отзывчивыми на сигналы терморегулирующей аппаратуры.
Биметаллические радиаторы отопления, сердечник которых изготовлен из меди, имеют наилучшие характеристики, но цены на них доступными не назовёшь. Медно-алюминиевые радиаторы рекомендуется к установке в системе с газовым котлом, имеющим медный теплообменник. Для котлов со стальными теплообменниками подойдут алюминиево-стальные биметаллические радиаторы.
Биметаллический радиатор – это совокупность секций, соединённых между собой посредством резьбового соединения. Каждая секция содержит пару стальных труб – верхнюю и нижнюю, которые соединены перемычкой. К наружной поверхности стальных труб по специальной методике литья под давлением плотно присоединяется алюминиевый корпус, выполняющий функции теплообменника. Для максимальной отдачи тепла окружающему воздуху, алюминиевый теплообменник имеет сложную форму с многочисленными протоками для лучшей конвекции.
Помимо чисто биметаллических радиаторов выпускаются ещё «полубиметаллические», у которых сердечник выполнен из стали лишь частично – его вертикальные каналы стальные, а горизонтальные – алюминиевые. Цена таких радиаторов примерно на 20% ниже, чем цена батарей с полностью стальными трубами, но они менее прочны, поскольку существует риск протечек в местах стыков двух металлов в сердечнике. Для отопительных систем многоэтажных домов характерны высокое рабочее давление, а также невысокое качество теплоносителя, поэтому для них лучше применять биметаллические батареи с полностью стальными трубами.
Виды биметаллических радиаторов
Биметаллические батареи представлены тремя видами. Это:
- двухканальный с алюминиевым коллектором;
- одноканальный с алюминиевым коллектором;
- одноканальный со стальным коллектором.
В конструкцию двухканального устройства радиатора входят две трубки, подключенные к коллектору. Это позволяет повысить теплоотдачу в два раза, но вместе с тем вес изделия также увеличиться. Недостатком биметаллического радиатора отопления является риск образования коррозии в местах соприкосновения стали с алюминием.
Двухканальный биметаллический радиатор
Батареи, каркас которых выполнен из стали менее подвержены коррозии, из-за отсутствия контакта горячей воды с алюминием. Изделия с каналами, которые усилены сталью, имеют более прочную фиксацию стальных вкладок. Это обеспечивает безопасность, при разного рода аварийных неполадок (закупорка коллектора и т.д.). Их стоимость значительно выше, чем у радиаторов первого вида.
Медь, входящая в состав конструкции, обеспечивает хорошую теплопередачу и защиту от коррозии. Все это обуславливает такой длительный срок эксплуатации.
Основными характеристиками медно-алюминиевых изделий радиаторов являются теплоотдача, показывающая отдаваемое батареями тепло, рабочее давление (в пределах 35 атмосфер), расстояние между коллекторами (меж-осевое), температура (максимально составляет 90 градусов).
Медно-алюминиевый радиатор
Наряду со всеми перечисленными положительными качествами, которыми обладают биметаллические отопительные системы, стоит отметить их внешний вид, который бесспорно выигрывают перед чугунными.
Их невысокая стоимость, большой срок службы и отличное качество являются наиболее правильным решением при выборе отопительного оборудования.
Регулировка температуры охлаждающей жидкости
За поддержание постоянной температуры в системе охлаждения двигателя отвечает термостат. Данный элемент распределяет движение охлаждающей жидкости по контурам. Эти контуры называются малый и большой круг. Рубашку двигателя можно считать малым кругом, движение потока через радиатор-большой круг. Возникает такая ситуация, когда охлаждения наружным воздухом при движении ОЖ по большому кругу в жаркую погоду или при нагрузках оказывается недостаточно. Чтобы обеспечить эффективный отвод нагретого воздуха и поддерживать постоянную температуру охлаждающей жидкости дополнительно устанавливается один или целый ряд вентиляторов. Такие вентиляторы могут иметь механический привод (вискомуфту) или электрический привод.
Регулирование теплового режима «шторкой»
Жидкостная система охлаждения двигателя внутреннего сгорания может быть оснащена двойным регулированием теплового режима. Первым регулятором выступает термостат, о котором мы уже говорили. Вторым терморегулирующим элементом становится шторка-жалюзи.
Устройства с двойным регулированием конструктивно имеют жалюзи, установленные непосредственно перед радиатором. Благодаря такому решению в сильные морозы радиатор можно прикрыть, уменьшив интенсивность обдува наружным воздухом. Отвод тепла снизится, а само тепло можно более эффективно использовать для поддержания рабочей температуры ДВС и интенсивного отопления салона автомобиля.
Жалюзи представляют собой пластины из металла, которые соединены между собой шарнирами. Эти шторки могут иметь вертикальное или горизонтальное расположение перед устройством. Управление таким решением осуществляется рукояткой из салона автомобиля, а также может быть реализовано автоматически в отдельных конструкциях. Принцип действия механического устройства заключается в том, что задвигая или вытягивая рукоять в салоне, водитель осуществляет поворот пластин. Происходит изменение щели между жалюзи и происходит регулировка интенсивности обдува радиатора воздушными потоками. Результатом становится воздействие на температуру охлаждающей жидкости.
В условиях предельно низких температур на капот и радиаторную решетку дополнительно крепят специальный утеплительный чехол. Такой чехол изготовлен из водонепроницаемой пожаробезопасной ткани. Указанные меры способствуют поддержанию рабочего теплового режима двигателя в необходимых рамках.
Установка дополнительного радиатора
Появление мощных высокофорсированных атмосферных и турбодвигателей, которые работают в самых разных режимах нагрузки, поставило перед разработчиками задачу установить дополнительные устройства охлаждения. Инженеры реализовали параллельную установку дополнительного радиатора. Такое решение получило свой отдельный электрический вентилятор. Не стоит путать дополнительный радиатор охлаждения с интеркулером, который устанавливается для охлаждения сжатого воздуха в системах с турбонагнетателем.