Какие бывают опрессовщики
Различают два основных типа: ручные и электрические. Рассмотрим каждый вид более детально.
Ручные
Компактные и легкие станции с резервуаром, поршневой помпой, манометром и обратным клапаном. Имеют массу положительных качеств:
- Не нуждаются в подключении к электросети, т.е. могут эксплуатироваться хоть в чистом поле.
- Имеют весьма компактные размеры и небольшой вес. Один работник легко справляется с доставкой агрегата к месту испытаний и установкой его в рабочее положение.
- Устройство простое и надежное. Эксплуатация не требует специальных навыков и может быть доверена новичкам.
- Стоит недорого, как при покупке, так и при обслуживании.
Недостатком устройств этого типа является необходимость приложения физических усилий при проведении испытаний. Вода закачивается в сеть или емкость вручную. Примерно так, как когда-то качали воду из уличных водоразборных колонок.
Несмотря на свою простоту, ручные опрессовщики способны нагнетать в трубопроводе давление до 60 бар. Для того чтобы опрессовать отопительную или водопроводную сеть это даже много. Конструкция крайне проста. На верхнем обрезе небольшого металлического резервуара смонтирован поршневая помпа с всасывающим и нагнетательным патрубками, обратным клапаном и показывающим манометром. Объем резервуара обычно составляет 10-12 литров.
Кроме опрессовки трубопроводов и емкостей, с помощью ручных опрессовщиков легко производится настройка и проверка срабатывания предохранительных клапанов.
Электрические
Производительность опрессовщиков с электроприводом многократно превышает тот же параметр ручных моделей. Минимальное давление, которое они могут нагнетать, начинается с 60 бар.
Для испытаний подводящих трубопроводов и емкостей гидравлического оборудования применяются аппараты, обеспечивающие напор до 500 бар. Самовсасывающим агрегатам, каковыми в большинстве случаев являются электроопрессовщики, нет необходимости заливать воду во всасывающий патрубок. Они способны поднять воду из резервуара, если расположены не высоте не более одного метра над ним.
В отличие от ручных аналогов, электроопрессовщики могут, при необходимости, подкачивать воду в испытуемую сеть. В замкнутых контурах отопительных и технологических трубопроводов электрический опрессовочный насос может использоваться для поддержания напора в автоматическом режиме. Для этого его врезают в схему, в комплекте с накопительным баками и сбросными клапанами и датчиками. Такие установки называются «Элькомат» или «Гигамат» (на фото), в зависимости от мощности.
Кроме основного назначения, электроопрессовщики могут использоваться в качестве минимоек. При наличии подходящих насадок, с ними легко мыть машины, окна, очищать от мха и грязи шиферные кровли и т.п.
К достоинствам электроопрессовщика следует отнести следующие его характеристики:
- высокопроизводительный;
- высоконапорный;
- работает в автоматическом режиме;
- с функцией минимойки;
- обладает компактными размерами и относительно малым весом.
Имеются и свои минусы:
- привязан к электросети;
- дорого стоит;
- обслуживание обходится недешево.
Электрический опрессовочный насос стоит значительно дороже ручного. Нет смысла приобретать его для домашнего употребления. Это профессиональное оборудование.
4 Применение незамерзающего теплоносителя
Перед тем как закачать теплоноситель в отопительный контур, следует знать виды незамерзающих жидкостей.
Чтобы можно было заправить систему, антифризы должны иметь такие свойства:
- 1. Они должны быть полностью безопасными для людей.
- 2. Негорючие жидкость и пары.
- 3. Иметь хороший уровень текучести.
- 4. Инертность. Для запитки системы антифриз не должен вступать в реакцию с элементами отопления.
- 5. Обладать необходимой теплоёмкостью.
Также применяют и специальные добавки, например, антипенные, стабилизирующие, очистительные, а также антикоррозийные. Чем меньше в растворе количество воды, тем жидкость дороже, так как она замерзает при более низких температурах. Зачастую во время разведения незамерзайки требуется добавлять присадки.
Без специальных добавок применять растворы не стоит, потому что они не смогут соответствовать необходимым параметрам. Также нельзя смешивать разные антифризы. Обычно это приводит к сильному снижению эксплуатационного срока. Незамерзающие жидкости нельзя применять в системах, где не предусмотрено наличие циркуляционного насоса, так как у них повышенная степень вязкости.
Органические теплоносители имеют эксплуатационный срок до пяти лет. По истечении срока годности их необходимо заменить, так как жидкость теряет свои свойства и становится агрессивной.
В настоящее время практически всё оборудование сделано под использование в качестве теплоносителя воды. Для сохранения своей репутации производители указывают, что они не могут гарантировать нормальную работу при использовании антифризов. А также на котлах может указываться разрешённый вид незамерзающей жидкости.
Если в схеме нет автоматического отключателя при превышении температурного порога, то использование антифризов не рекомендуется. Эти вещества могут быть опасны при перегреве. Для заправки отопительных контуров производятся теплоносители, в основе которых пропиленгликоль.
Особенности конструкции опрессовщика
Ручной аппарат с механическим приводом пользуется широким спросом ввиду простоты конфигурации и состоит из нескольких комплектующих:
- емкости, в которой будет скапливаться жидкость в процессе диагностической работы;
- гидравлического насоса с ручкой и манометром;
- набора шлангов-рукавов.
Надежный вариант – ручной опрессовщик с системой двойных клапанов и шарнирной головкой, изготовленной из высокопрочной и антикоррозионной стали. Пользоваться таким приспособлением несложно. Шарниры рычага опрессовщика созданы из прочного материала, за счет чего обеспечивается точная передача усилий при минимальной амортизации. Долговечную работу манометра обеспечивает высоконадежный корпус, который производитель решил сделать из стального сплава. Шкала измерительного прибора представлена сразу тремя системами мер. Емкость произведена из листовой стали с предварительным оцинкованием, что обуславливает такие технические и эксплуатационные характеристики как устойчивость к воздействию отрицательных температур и агрессивным средам Вот почему пользоваться прибором можно даже при проверке емкостей, заполненных агрессивными жидкостями. Производитель опрессовщика представляет гарантию на отсутствие коррозии бачков в течение пяти лет.
Через какой патрубок залить антифриз
Так выглядит кран для подпитки
Прежде чем приступить к работе, нужно знать, как заполнить систему отопления антифризом. Есть две разновидности контуров обогрева. В одном теплоноситель контактирует с воздухом, а в другом циркуляция проходит по абсолютно замкнутой схеме. Принцип работы этих контуров отличается, но их объединяет то, что в обоих можно применять антифриз. Чтобы залить антифриз в контур отопления потребуется насос. В открытые контуры можно вливать теплоноситель ведрами, но в случае с незамерзающей жидкостью это будет слишком долго.
Заливка антифриза в систему отопления по идее осуществляется через клапан подпитки, если такой есть в наличие. Если же его нет, то возможны следующие варианты:
Чтобы заполнить контур отопления антифризом через заглушку радиатора, нужно ее открутить и вместо нее вкрутить кран.
К этому крану подключается насос, благодаря которому антифриз поступает в трубы. После того как заправка системы отопления антифризом будет завершена, кран остается в торце батареи. Это позволит подпитывать систему в процессе эксплуатации, а также использовать его в качестве слива, когда потребуется освободить контур от теплоносителя.
В закрытых контурах стоит мембранный расширительный бак, для которого есть отдельный патрубок. При заполнении системы, экспанзомат рекомендуют временно снять. Можно ли заполнить систему отопления антифризом, когда бак не снят? Можно, но скорее всего, после этого экспанзомат все равно придется снять и перенастроить. Расширительный бак ставят как вверх, так и вниз дном.
Второй способ более предпочтительный, при этом кран на патрубок устанавливается разными способами. Некоторые монтажники американки с краном ставят таким образом, чтобы запорная арматура оставалась на контуре, а некоторые наоборот, устанавливают так, что кран снимается вместе в экспанзоматом.
В первом случае проблем с заполнением контура через патрубок для расширительного бака не возникнет. Во втором случае потребуется установить такой кран. К запорной арматуре подводится шланг от насоса и антифриз заливается в трубы. По завершении работы шаровой кран перекрывается и устанавливается экспанзомат.
Даже если у вас нет подпитки, которая отходит от труб, это не означает, что ее нет вовсе. В современных котлах обязательно присутствует патрубок для подпитки. По этой причине монтажники могут не установить еще один кран в самом контуре. Подпитка котла, если система работает на воде, зачастую соединяется с водопроводом. Если же используется антифриз, то патрубок остается свободным, к нему можно подключать насос.
Вы знаете что можно сделать альтернативное отопление дома своими руками и не платить подрядчикам? Это возможно.
О том, почему иногда приходится прибегать к обогреву деревянного дома электричеством читайте здесь.
Чем закачать теплоноситель
Насосы для заполнения контура антифризом могут быть разными. В этом качестве подходит любой водяной насос, который применяется в водоснабжении, так как правильно заливать антифриз в систему отопления можно любым нагнетателем давления достаточной мощности. Так выделяют ручные и электрические насосы, которые могут прокачивать жидкость разными способами. Одни из них погружаются в теплоноситель, а вторые нет.
Погружной насос
Вибрационные погружные насосы работают при полном погружении в антифриз. К таким приборам относится всем известный «Малыш». Следует сказать, что нет специального насоса для заполнения системы отопления антифризом. Все агрегаты имеют широкий спектр применения в хозяйстве. Так, например «Малыш» может не только закачивать антифриз в контур, а и поднимать воду со скважины.
«Малыш» — погружной роторный насос
Преимущество погружного насоса:
Таким насосом можно делать все — от полива грядок до подачи воды из колодца. У него металлический корпус, что делает прибор надежным и крепким. Характеристики:
- способен прокачивать 430 л в минуту;
- отдаленность от источника питания составляет до 40 м;
- два вида забора жидкости (верхний, нижний);
- поднимает столб жидкости на высоту 40 м;
- потребляет не больше 250 Вт в час.
Жидкость с десяти метров создает давление в одну атмосферу, получается что «Малыш» способен накачать до четырех атмосфер. Такой мощности более чем достаточно для автономной системы отопления. Как известно давление в ней не превышает двух атмосфер, нормой считается показания манометра в полторы атмосферы.
С учетом высокой скорости нагнетания, обыкновенную систему, в которой до 100 литров теплоносителя, такой насос накачает за несколько минут. Принцип работы заключается в том, что антифриз поступает сразу в насос через отверстия в корпусе и по шлангу подается в контур.
Чтобы закатать антифриз в контур отопления потребуется бочка, в которую он будет налит. Затем в бочку ложится насос, а шланг соединяется с патрубком подпитки.
Дренажный насос
Дренажный погружной насос
Дренажные насосы тоже относятся к погружным, но только их основное предназначение отличается от того же «Малыша». Такой вид нагнетателя разработан специально, чтобы откачивать воду с подвалов или даже с земельных участков. Особенностью такого агрегата является его способность пропускать большие частицы, размер которых варьируется в пределах до 35 мм.
В нем нет фильтрующего элемента, который бы защищал контур от загрязнений, поэтому это надо учитывать перед тем, как закачать систему отопления антифризом. Помимо этого потребуется позаботиться о том, чтобы насос не отключался автоматически, когда теплоносителя в резервуаре останется минимум. Дело в том, что в погружном дренажном насосе установлен специальный поплавковый выключатель, который реагирует на изменение уровня жидкости.
Принцип закачки системы отопления антифризом дренажным насосом такой же, как и у других погружных
Единственное на что следует обратить внимание, так это на габариты прибора. В горловину маленькой бочки он может и не пролезть, поэтому следует увеличить входное отверстие
Вы даже представить себе не можете как удобно иметь печь для отопления деревянного дома. Интересно, тогда вам сюда.
Поверхностный насос
Поверхностные насосы не погружаются в жидкость. Они устанавливаются отдельно, антифриз поступает через шланг. Это, несомненно, более мощные агрегаты, при этом стоят также дороже. Такие насосы могут нагнетать в контур весьма высокое давление, что позволяет их применять для опрессовки системы отопления и гидравлических испытаний. Поверхностные насосы бывают механическими и электрическими.
Электрический поверхностный насос роторного типа
По принципу действия они могут быть:
Первые два вида относятся к электрическим приборам, а поршневой насос – это ручной агрегат с резервуаром для жидкости. В резервуар заливается антифриз, который прокачивается цилиндрами низкого и высокого давления. Прибор оснащен манометром. При закачке антифриза в систему потребуется приложить много усилий. Давить на ручку нужно будет очень сильно. Как залить антифриз в систему отопления видео:
Подводя итоги, отметим, что наполнять систему отопления антифризом можно при помощи любого насоса, который есть у вас в хозяйстве. Если совсем нет никакого, то покупка не будет одноразовой. Такой агрегат всегда пригодится в частном доме. Им можно и огород поливать, и воду из искусственного озера откачивать, подпитывать систему обогрева и много чего другого. Принцип проведения работ по заполнению контура обогрева не зависит от выбранного нагнетателя. Главное, следить за показаниями манометра и стравливать воздух.
Виды тепловых носителей
Наиболее дешевым теплоносителем является вода. Но применение воды не всегда оправдано. Воду следует использовать в системах отопления, которые не подвержены действиям коррозии. Применение в качестве носителя тепла воды имеет определенные оговорки. Такой теплоноситель должен пройти обработку дистилляцией, это предохранит систему отопления от образования в ней накипи. Применение воды, которая замерзает при нулевой температуре, может разрушить трубы в случае аварийного отключения.
Закачка специальных «незамерзаек» в качестве теплоносителя позволяет обеспечить качественную работу системы обогрева жилья. Рынок производителей антифриза для обогрева предлагает различные виды тепловых носителей, изготовленных на различной основе и обладающих определенными характеристиками, от которых зависит их конечная цена.
Основные требования к носителю тепла:
- Степень вязкости теплового носителя при изменении температуры;
- Инертность антифриза по отношению к другим материалам;
- Тепловой носитель не должен быть коррозийным и быть безопасным для жильцов по показателям токсичности и воспламенению;
- Теплопроводность материала;
- Цена теплового носителя должна соответствовать его окупаемости по срокам эксплуатации.
Заполнение системы открытого типа
Наполнить водой или пропиленгликолем контур открытого типа проще, чем герметичную сеть. В этом случае не понадобится насос, жидкость заливается через расширительный бак, размещенный в наивысшей точке отопительной системы, обычно на чердаке здания. Процесс заполнения лучше выполнять вдвоем, чтобы не приходилось часто спускаться вниз и стравливать воздух, а потом спешить наверх, чтобы долить в бак теплоноситель. После спускания воздуха расширительный бак должен быть заполнен на 1/3. В процессе функционирования отопления может снизиться теплоотдача из-за образования пробки, тогда процедуру спускания воздуха из радиаторов придется повторить.
Жильцы многоквартирных домов привыкли к регулярной замене теплоносителя, но слив жидкости для частного дома не рекомендуется по нескольким причинам:
- долгое развоздушивание системы;
- затраты на покупку теплоносителя;
- отсутствие воды приводит к коррозии стальных радиаторов.
Очень рад, что моя тема показалась кому-то интересной Имхо, следуем прямо по дороге, к оптимальному соотношению параметров цена/удобство использования/достаточная мощность
Пригодится-то по любасу пригодится, но вот представьте, самым удобным образом установили насос, фум-лентой загерметизировали красиво, потом придется всё это снимать, использовать в другом месте, затем снова устанавливать. Ладно бы 1 раз, а если 10 раз придется?? Я уже намучался с Насосной Станцией подобным образом. Так что хотелось бы установить один раз маленький насосик, и забыть.
Как залить воду в систему отопления через расширительный бачок, то есть сверху
Таким образом, если у вас открытая система, то мы берем ведро или шланг, поднимаемся с ним на чердак или туда, где находится расширительный бачок, снимаем с него крышку, вставляем в горлышко бачка большую лейку или суем конец шланга прямо в бачок. После этого мы заливаем воду. На нашем бачке должно быть устройство, обычно это простая прозрачная трубка, которая показывает уровень воды в бачке. Мы же должны знать, когда остановиться! Кроме того, на бачке, в самой верхней его части, должен быть выход для лишней воды. Грубо говоря, это патрубок, к которому подсоединен шланг, идущий в канализацию.
Вода, теоретически, должна сливаться по трубам вниз и заполнять систему. Но это только теоретически. Дело в том, что вода, уходя вниз, образует пузыри. Вода сжимает воздух внизу системы. Воздуху нужно выйти. Выходить воздух, опять же, должен вверх. По тем же трубам, по которым заливается вода. И в этом большая проблема. Пока вода движется по трубам вниз, воздух не может двигаться по тем же трубам вверх. Это значит, что заливать постоянно мы не можем в принципе. Мы можем налить воды, а потом ждать. Сначала ждать, когда пойдут пузыри. Потом ждать, когда они перестанут идти. И только после этого мы можем залить в бачок новую порцию воды. Таким образом, мы заливаем, как нам кажется, полную систему. По крайней мере в бачке стоит вода и никуда не уходит. Но поверьте, включать нагрев еще очень рано! Нам надо сходить к каждому радиатору и спустить с каждого воздух. Каждый радиатор — это своеобразная ловушка воздуха. Ему уйти из радиатора просто некуда! При этом нам надо следить чтобы вода не совсем уходила из бачка. Ведь если она оттуда уйдет, то образуются пустые трубы, а это значит, что при заливке в них воды образуются новые воздушные полости, пузыри, которые должны будут обязательно выйти.
Итак, мы спускаемся к радиаторам. Есть у нас на радиаторах средства для спуска воздуха? Если есть, то хорошо, если нет, то все очень усложняется и вопрос заливки отопления приобретает статус не большой, а очень большой проблемы. Нам надо что-то раскрутить для спуска воды и, вполне возможно, этого будет недостаточно для выпуска воздуха из радиаторов. Но не будем о грустном! Будем считать, что у нас есть на каждом радиаторе так называемые краны Маевского, или клапаны для спуска воздуха. Мы их по очереди откручиваем и спускаем воздух до тех пор, пока не польется вода. Как уже указывалось, не забываем подливать воду в расширительный бачок.
После того, как из всех радиаторов воздух спущен, можно уже попробовать запустить котел. Если при этом котел нагревается, а трубы не нагреваются, то нам остается только ждать. Сколько? Может быть день. А может быть неделю. И за эту неделю могут быть случаи, когда мы, типа, просыпаемся ночью, и слышим как пузырь внутри нашего отопления вдруг начинает движение вверх с характерным булькающим звуком. Вот они — прелести открытой системы отопления!
Уклон труб
Для того, чтобы воздух из системы отопления мог выйти сам, все трубы должны иметь уклон. Уклон в сторону расширительного бачка. Пузыри должны подниматься вверх. По пологим трубам они тоже будут постепенно подниматься. Нужно только чтобы у труб был уклон в нужную сторону и не было впадин и петель. Вполне можно проложить трубы так, что в них будет собираться воздух, который никогда из них не выйдет, а значит и циркуляции в системе не будет никогда. Притом, чаще всего во всей системе, или во всей ветке.
Но уклон труб важен не только для открытой системы отопления! К сожалению, другие статьи про отопление написаны таким образом, что начинает казаться, что в закрытой системе уклон труб неважен и ненужен. Это не так! Уклон труб в системе отопления нужен всегда. А куда должен быть уклон в закрытой системе? Там же нет открытого расширительного бачка в самой верхней точке!
Уклон труб в закрытой системе отопления должен быть точно такой же, как и в открытой. В идеале трубы должны круто подняться от котла к самой верхней точке, а потом плавно спускаться к последнему, самому дальнему радиатору. В самой высокой точке должен быть установлен клапан для спуска воздуха. При спуске воды из системы отопления ни в одном ее месте не должна застаиваться вода. Она должна выливаться полностью, причем самотеком. И это тоже благодаря уклонам труб.
Особенности ручного опрессовщика
Практически все модели опрессовочных устройств являются самовсасывающими. Это означает, что они могут всасывать жидкость. Для этого шланг, который входит в конструкцию опрессовщика, опускают в закачиваемую жидкость. Для того, чтобы максимально упростить этот процесс, многие модели оснащаются специальной ёмкостью.
Самые компактные ручные модели используются для быстрой проверки давления, а также герметичности в различных системах. Кроме этого, существуют ручные опрессовщики, которые используются на различных производствах. Ими осуществляют проверку разного промышленного оборудования (например, котлов). Такие проверки проводятся в три этапа:
- На первом этапе выполняется предварительное заполнение проверяемого трубопровода или другого объекта.
- Далее ручным гидравлическим прессом для опрессовки труб выполняется нагнетание давления.
- На последнем этапе производится наблюдение за снижением давления в трубопроводе. Контроль давления осуществляется с помощью манометра или же визуально (если есть видимые протечки).
Ручные модели являются довольно популярными, так как их использование практически не ограничено. Они могут применяться для организации испытаний хозяйственных сетей, а также для проверки коммуникации в многоэтажном доме.
Прибор оснащен манометром, при помощи которого осуществляется контроль давления, нагнетаемого в трубопровод
Стоит отметить одно важное преимущество использования ручного пресса — это низкий уровень погрешности. Это преимущество обусловлено тем, что оператор пресса сам регулирует показатель давления во время испытания трубопровода
Шланги таких приборов на стадии производства оснащаются защитной оплёткой, которая исключает возможность расширения шланга под давлением.
Замена воды на антифриз
Если в системе уже использовалась вода, а Вы хотите перейти на антифриз, то следует учитывать два обстоятельства.
Во-вторых. полностью удалить воду из системы отопления не удается никогда. Часть воды остается. Если залить просто подготовленный разведенный антифриз, то его концентрация будет недостаточной для надежной защиты от замерзания. Таким образом, нужно применять концентрат. Я обычно смешиваю концентрат с разведенным антифризом в соотношении 1:1. После заполнения системы нужно запустить циркуляционный насос (для системы с принудительной циркуляцией) или включить котел (для системы с естественной циркуляцией), чтобы теплоноситель хорошенько перемешался. Потом нужно отлить немного теплоносителя и измерить его плотность. Для измерения плотности есть прибор, который продается в большинстве автомагазинов. Этот прибор применяется для подготовки к зиме автомобиля (проверки свойств антифриза в системе охлаждения двигателя), но отлично подойдет и для наших целей. Если прибор показывает температуру замерзания ниже, чем нужно, например -50 градусов, ничего страшного, но если температура выше, чем нам нужно, то придется слить часть теплоносителя и заменить его концентратом. Слитый теплоноситель нужно утилизировать аккуратно, он ядовит, его не стоит выливать в септики и канавы.
Еще хочу обратить Ваше внимание на то, что разные антифризы могут быть несовместимы друг с другом. Бытует мнение, что нельзя смешивать красный состав с составом другого цвета. Это так, но на самом деле есть и другие нежелательные сочетания
Добавки разных марок могут реагировать друг с другом или просто снижать эффективность друг друга. К сожалению, производители не сообщают, с какими другими антифризами можно смешивать их продукт. Мой совет — выберите одну марку и используйте ее. Если же все таки появилась необходимость смешать, то смешивайте жидкости одного цвета и перед заливкой, отлейте немного теплоносителя из системы отопления, смешайте ее в банке с новым составом и посмотрите, не выпадет ли осадок, не помутнеет ли жидкость, не потеряет ли однородность
Это так, но на самом деле есть и другие нежелательные сочетания. Добавки разных марок могут реагировать друг с другом или просто снижать эффективность друг друга. К сожалению, производители не сообщают, с какими другими антифризами можно смешивать их продукт. Мой совет — выберите одну марку и используйте ее. Если же все таки появилась необходимость смешать, то смешивайте жидкости одного цвета и перед заливкой, отлейте немного теплоносителя из системы отопления, смешайте ее в банке с новым составом и посмотрите, не выпадет ли осадок, не помутнеет ли жидкость, не потеряет ли однородность.