Антифриз для систем отопления

Антифриз, как теплоноситель. Основные свойства и характеристики

Для водяного отопления в частном доме основным аспектом является соответствие теплоносителя основным требованиям. Вещество, залитое в систему должно:

  • полностью обеспечивать эффективную передачу тепла;
  • длительное время не терять своих основных физико-химических свойств;
  • не образовывать в результате нагрева накипь и другие побочные продукты эксплуатации;
  • противостоять низким температурам, препятствуя замерзанию.

Оценивая воду в качестве теплоносителя, судя по вышеописанным характеристикам, напрашивается вывод —  обычная вода мало подходит для этих целей. Теплый дом с таким теплоносителем становится ненадежным. Несмотря на то, что воде свойственна высокая теплоемкость и хорошая текучесть, вода обладает высоким коррозийным эффектом и быстро теряет свои основные физические свойства под воздействием низкой температуры. Для отопления большое значение имеет качество и состав воды. Большой процент содержания в воде кальция и магния становится причиной образования накипи в результате продолжительного подогрева до температуры свыше 80С. При плохом качестве воды водяной котел, трубы в системе покрываются изнутри накипью, что существенно сказывается на качестве обогрева. Антифриз для системы отопления загородного дома в данном случае выгодно отличается от воды, существенно увеличивая эксплуатационные возможности автономной системы отопления.

Антифриз большинству из нас известен благодаря применению в автомобильной технике. Название уже говорит о том, что основное качество данного вещества – отсутствие реакции на воздействие низких температур. Точка замерзания этой жидкости может достигать -65С. Только при падении температуры ниже -70С наступает процесс кристаллизации вещества. Причина такого поведения жидкости, большая концентрация в самом веществе активных компонентов.

Читайте более подробно, про выбор жидкости для отопления дома.

Благодаря своим свойствам и хорошему взаимодействию с водой, антифриз можно добавлять в систему водяного отопления, тем самым корректируя температуру замерзания всего теплоносителя.  Добавленный в воду незамерзающий состав в пропорции 50/50, обеспечивает ей необходимую текучесть даже при температуре -40С. Котел и система трубопроводов в данном случае надежно и хорошо защищена от промерзания при стремительном понижении температуры атмосферного воздуха. Чем выше процентное содержание антифриза в воде, тем ниже температура замерзания теплоносителя и соответственно выше температура кипения.

На сегодняшний день на рынке представлен довольно широко антифриз различных марок. Основные качества и характеристики зависят от типа присадок, используемых в жидкости. Каждая присадка наделяет вещество определенными свойствами, позволяет ему лучше выполнять возложенные на него задачи. К примеру, для повышения эффективности работы автономного отопления часто используются присадки, обеспечивающие:

  • защиту металлических компонентов от воздействия коррозии;
  • растворение и выведение побочных продуктов подогрева теплоносителя;
  • защита разного рода синтетических прокладок и уплотнителей от преждевременного разрушения.

Водяное отопление в доме на основе антифриза является эффективным средством, чтобы обеспечить безопасность работы отопления в холодный период, увеличить срок эксплуатации основных элементов отопительной системы. Комплекс отопления, заполненный теплоносителем с добавлением антифриза, сделает теплый дом надежным и комфортным.

Как определить объем теплоносителя

Самый простой способ – использовать водомер или счетчик расхода воды. Такой есть практически в каждом доме или квартире с централизованным водоснабжением. Перед началом замеров отопительный контур нужно полностью опорожнить. Затем снимаются показания на счетчике, и начинается заполнение системы небольшим напором воды (чтобы не было воздушных пробок, которые искажают показания).

Как только отопительный трубопровод будет заполнен водой, нужно еще раз снять показания водомера. Необходимо запомнить, что 1 кубометр – это 1000 литров, и приобрести соответствующее количество жидкости.

Второй способ менее удобен, но эффективен, когда нет счетчика. Заполненная система опустошается через мерную емкость (бак или ведро определенного объема). Главное не сбиться с количеством ведер. Еще один метод – математический. В качестве исходных данных берутся значения объемов радиаторов и расширительного бака, диаметров труб, объем теплообменника котла. Используя несложные геометрические и арифметические формулы можно вычислить итоговый объем.

Пропиленгликолевые средства

По внешнему виду пропиленгликоль невозможно отличить от этиленгликоля многие физические свойства у них одинаковые. Но пропиленгликоль обладает текучестью и если вовремя не заметить протечку, то он может полностью вытечь.

Антифризы на основе пропиленгликоля имеют зеленый цвет по наличию в нем пищевой добавки, что позволяет сделать вывод о том, что он не токсичен. Более того, эта добавка всесторонне используется при производстве различных косметических средств и пищевой промышленности. И если вдруг возникнет утечка, то никакого страшного вреда это не принесет.

Температура, при которой он замерзает (а точнее, меняет консистенцию) выше, чем этиленгликолевый антифриз, и составляет около минус 50 градусов. Пропиленгликолевые антифризы не повреждают внутреннюю поверхность систем, а наоборот, оказывают противоположное воздействие. Что несет такие положительные качества как меньшее сопротивление и меньшие потери энергии.

Такой вид антифриза более дорогой и используется тогда, когда важна экологичность. Дороговизна обуславливается тем, что при производстве используются качественные импортные материалы.

Почему не рекомендуется заливать тосол в систему отопления

До того как залить тосол в систему отопления необходимо узнать его точный состав. В подавляющем большинстве случаев он включает в себя этиленгликоль. Это вещество является крайне ядовитым для человека. В жидком состоянии нужно остерегаться попадания в глаза и на открытые участки кожи. Но намного опаснее тосол, который переходит в пар из-за воздействия высоких температур, когда возникает перегрев или небольшая утечка теплоносителя.

  • Вязкость у тосола выше, чем у воды. Поэтому нужно заменить циркуляционный насос на более мощный – на 15-20%;
  • Высокая степень текучести. Достаточно небольшой микротрещины или неплотного соединения в трубопроводе, чтобы тосол для отопления дома начал проникать в помещение. Обязательно все резиновые прокладки заменяются на паронитовые;
  • Можно ли залить тосол в отопление открытого типа с негерметичным баком? Нет, это категорически воспрещается;
  • Скорость нагрева теплоносителя с добавлением тосола будет ниже, чем у простой дистиллированной воды. Это нужно учитывать при выборе температурного режима работы системы;
  • Нельзя заливать тосол для систем отопления в концентрированном виде. Это может привести к повреждению насоса, выходу из строя котла. Соотношение автомобильного антифриза к воде можно узнать на этикетке.

С какими еще проблемами можно столкнуться после заливки незамерзающей жидкости? Прежде всего – ее качество. При несоблюдении технологии изготовления после длительного термического воздействия на раствор тосола в нем появляются сторонние вещества в виде белых хлопьев. Они негативно сказываются на состоянии системы отопления, могут стать причиной снижения пропускной способности трубопровода и передачи энергии теплообменником.

В чем разница G12 и G11, G12 и G13

Основные виды антифризов, такие как G11, G12 и G13 отличаются по виду используемых присадок: органические и неорганические.

Общие сведения об антифризах, в чем между ними отличие и как подбирать нужную ОЖ

Охлаждающая жидкость класса G11 неорганического происхождения с малым набором присадок, наличием фосфатов и нитратов. Такой антифриз создан по силикатной технологии. Силикатные присадки покрывают внутреннюю поверхность системы сплошным защитным слоем в не зависимости от наличия участков коррозии. Хотя такой слой и защищает уже существующие очаги коррозии от разрушений. Такой антифриз имеет низкую стабильность, ухудшенную теплоотдачу и небольшой строк эксплуатации, после выработки, которого, выпадает в осадок, образовывающий абразив и повреждающий тем самым .

Через то, что антифриз G11 создает слой подобный накипи в чайнике, он не подходит для охлаждения современных авто, имеющих радиаторы с тонкими каналами. К тому же, температура кипения такой охлаждайки составляет 105 °С, а строк службы не более 2-х лет или 50-80 тыс. км. пробега.

Зачастую антифриз G11 окрашивается в зеленый или синий цвета. Такую ОЖ применяют для автомобилей, выпущенных до 1996 года и машины с большим объёмом охлаждающей системы.

G11 плохо подходит к алюминиевым радиаторам и блокам, так как его присадки не могут должным образом защищать этот металл при высоких температурах.

В Европе авторитетная спецификация классов антифризов принадлежит концерну Volkswagen поэтому соответствующая маркировка VW TL 774-C предусматривает использование в антифризе неорганических присадок и имеет обозначение G 11. Спецификация VW TL 774-D предусматривает наличие карбо-кислотных добавок на органической основе и маркируется как G 12. Стандартами VW TL 774-F и VW TL 774-G маркируются классы G12 + и G12 ++, а самый сложный и дорогостоящий антифриз G13 регламентируется стандартом VW TL 774-J. Хотя другие производители такие как Форд или Тойота имеют свои стандарты качества. Кстати разницы между тосолом и антифризом нету. Тосол – одна из марок русского минерального антифриза, которая не рассчитан на работу в моторах с алюминиевым блоком.

Органические и неорганические антифризы смешивать категорически нельзя, поскольку возникнет процесс свертывания и в результате появится осадок в виде хлопьев!

А жидкости классов G12, G12 + и G13 разновидности органических антифризов «Long Life». Применяются в системах охлаждения современных авто выпускаемых начиная с 1996 г. G12 и G12 + на основе этиленгликоля но только G12 plus предполагает использование гибридной технологии производства в которой объединили силикатную технологию с карбоксилатную. В 2008 году появился еще и класс G12++, у такой жидкости, органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных присадок (называется лобридной Lobrid или SOAT coolants). У гибридных антифризах органические присадки смешиваются вместе с неорганическими (могут применяться силикаты, нитриты и фосфаты). Такое объединение технологий дало возможность устранять главный недостаток антифриза G12 – не только устранять коррозию, когда она уже появилась, но и выполнять профилактическое действие.

G12+, в отличии от G12 или G13 может быть смешана с жидкостью класса G11 или G12, но все равно такой «микс» не рекомендован.

Охлаждающая жидкость класса G13 начала производится с 2012-го и рассчитана для автомобильных двигателей работающих в экстремальных режимах. С технологической точки зрения отличий от G12 не имеет, единственная разница в том, что сделана на пропилен гликоле, который менее ядовитый, быстрее разлагается, а значит, наносит меньший вред окружающей среде при его утилизации и его цена значительно выше G12-го антифриза. Изобретался исходя из требований к повышению экологических норм. Антифриз G13, как правило, фиолетового или розового цвета, хотя на самом деле может окрашиваться любым цветом, так как это всего лишь краситель, от которого её характеристики не зависят, разные производители могут выпускать ОЖ с разными цветами и оттенками.

Разница в действии карбоксилатного и силикатного антифризов

Заливка теплоносителя в отопительную систему своими руками

После спуска антифриза систему промывают чистой водой

Антифриз для отопления со временем стареет, снижается его теплоемкость и антикоррозийные свойства, поэтому его периодически меняют. Средняя периодичность – 5 лет. Перед заливкой теплоносителя необходимо слить старый антифриз из системы.

Порядок выполнения работ:

  1. Обязательно разогревают котел отопления, невзирая на температуру окружающей среды.
  2. Открывают батареи и переводят систему в самотечный режим.
  3. Отключают от электросети котел и другие приборы системы.
  4. Подготавливают ведра, тазы для слива старого теплоносителя.
  5. С помощью отсекающего крана отсоединяют насос, поскольку без теплоносителя он моментально выходит из строя. Внутри останется старый антифриз, но его объем будет небольшим, поэтому на работу системы это не повлияет.
  6. Открывают вентиль и наполняют емкости. Предпочтительнее сливать систему через заливочный вентиль, расположенный недалеко от котла, в самой нижней точке. Если сливное отверстие не предусмотрено, подсоединяют один конец шланга к сливному отверстию батареи или к крану Маевского, другой конец вставляют в тару.
  7. После слива теплоносителя систему промывают чистой водой или специально предназначенными для этой цели растворами.
  8. В соответствии с инструкцией производителя разбавляют жидкость, согласно необходимой температуре замерзания. Температура замерзания имеет нелинейную зависимость от количества залитой воды – при разбавлении 20 л антифриза с температурой замерзания –65°C на 50% водой температура замерзания составит –20°C, а не –32,5°C, как можно было бы предположить.
  9. Очищают грязевой фильтр.
  10. При помощи насоса, подключенного к отверстию для закачки, наполняют систему свежим составом.
  11. В процессе работы необходимо спускать воздух, контролируя давление по показателям манометра.

Для разбавления теплоносителя используют только дистиллированную воду, не содержащую солей кальция и магния, в противном случае выпадет осадок. В крайнем случае следует проверить реакцию, отдельно смешав водопроводную воду с малым количеством антифриза в нужных пропорциях. В обязательном порядке соединяют состав с водой в отдельной емкости, чтобы обеспечить равномерное перемешивание. Заливать сначала антифриз, а затем воду, в систему нельзя. Это приводит к неравномерному прогреву радиаторов, выходу из строя насосного оборудования, вспениванию. Если по незнанию система была заполнена именно таким образом, насос включают на минимальную мощность и стравливают постепенно воздух. Смешивание через какое-то время произойдет, но гарантии, что оно будет равномерным, нет.

Рейтинг лучших теплоносителей отечественного рынка

ТЕПЛЫЙ ДОМ ЭКО

Вещество из пропиленгликоля. Производитель рекомендует использовать его в двухконтурных системах обогрева. В процессе эксплуатации значительно теряет антикоррозийные свойства. Не пригоден для электролитных котлов.

ДОСТОИНСТВА:

  • Пожаро- и взрывобезопасный
  • Обеспечивает надежную защиту систем отопления и кондиционирования от размораживания, накипи и коррозии
  • Присадки на основе минеральных солей не содержат вредных нитритов, аминов и фосфатов
  • Не оказывают агрессивного воздействия на металлы, пластик, металлопластик, резину, паранит и лен

НЕДОСТАТКИ

Не обнаружено

ТЕПЛЫЙ ДОМ ЭКО

DIXIS-65

Применяют как в промышленных системах, так и для отопления небольших частных домов. Особенность — температура замерзания – 65 градусов. При использовании в регионе с мягкой зимой вещество можно разбавить водой, что снизит его стоимость. Имеет щадящие свойства к материалам системы отопления и крайне низкую воспламеняемость.

ДОСТОИНСТВА:

  • Высокая морозостойкость
  • Не разрушаются теплообменные устройства при замерзании
  • Поддерживает отопительную систему в идеальном состоянии в диапазоне температур -65°С … +95°С
  • Можно использовать, разбавляя обычной водой из водопровода
  • Предотвращает появление накипи

НЕДОСТАТКИ

Не обнаружено

DIXIS-65

Warme ECO 30

Безвредный глицериновый антифриз, который имеет нейтральное воздействие на человека и экологию. Разбавлен комплексом присадок для снижения агрессивного воздействия на компоненты отопительной системы. Благодаря этому не приводит к повреждениям металл и уплотнительные элементы. Имеет в составе люминофорный краситель.

ДОСТОИНСТВА:

  • Экологически чистый продукт
  • Негорючий
  • Нетоксичный
  • Взрывобезопасный
  • Содержит в своем составе специальный комплекс антикоррозионных присадок

НЕДОСТАТКИ

Не обнаружено

Warme ECO 30

TermoTactic EcoGreen – 30°

Имеет глицериновую основу с добавлением присадок. Производиться на базе европейского производства. Безвреден для окружающей среды, поэтому рекомендован для жилых домов.

ДОСТОИНСТВА:

  • Обладает высокой гигроскопичностью
  • Легко смешивается с дистиллированной водой в любых пропорциях
  • Не токсичен, обеспечивает при эксплуатации и утилизации сохранность окружающей среды и жизнедеятельности человека
  • Наличие функциональной присадки «ингибитор коррозии» – предотвращает течение физиологических и физико-химических процессов при взаимодействии с металлами, пластмассами, резиновыми и паранитовыми уплотнениями
  • Сохраняет неизменным, свое первоначальное состояние при нагреве и охлаждении

НЕДОСТАТКИ

Не обнаружено

TermoTactic EcoGreen – 30°

PRIMOCLIMA ANTIFROST – 30

При замерзании не разбухает. Отсутствуют токсичные компоненты в составе. Может использоваться до 8 лет без замены. Присадки в его составе позволяют продлить срок эксплуатации компонентов системы отопления.

ДОСТОИНСТВА:

  • Эффективный пакет антикоррозийных присадок
  • Инертность к уплотнительным и прокладочным материалам
  • Длительный срок эксплуатации – до 8-ми отопительных сезонов
  • Экономичность – при объеме системы в 100 литров потребуется 115 кг теплоносителя, причем продукт полностью готов к применению
  • Совместим с большинством антифризов на аналогичной основе

НЕДОСТАТКИ

Не обнаружено

PRIMOCLIMA ANTIFROST – 30

Aquatrust – 30

Пропиленгликолевый антифриз с увеличенным сроком службы. Отличается высокой стоимостью. Применяют на предприятиях, в том числе общественного питания. Имеет антибактериальные компоненты.

ДОСТОИНСТВА:

  • Новейшая антикоррозионная формула
  • Увеличенный срок работы ингибиторов коррозии и антибактериальных присадок
  • Улучшенные теплопередающие свойства
  • Срок эксплуатации в 3 раза больше, чем у традиционных теплоносителей

НЕДОСТАТКИ

Не обнаружено

Aquatrust – 30

Общий состав антифризов

Как ни крути но все антифризы, будь это красный – зеленый или синий, состоят на 80% практически из одного и того же:

Этиленгликоль (моноэтиленгликоль, этандиол и прочее) – это простой двухатомный спирт, маслянистой консистенции, практически без запаха, немного вязкий, если замерить плотность, то она составляет – 1,112-1,113 г/см3 (если замерять при 20 градусах Цельсия). Температура закипания 196 °С, а вот замерзает уже при – 12, — 13 °С (поэтому обязательно нужно разводить с водой). При нагреве сильно расширяется, поэтому в систему в холодном состоянии, заливают примерно на 10% меньше.

Вода. ОБЯЗАТЕЛЬНО нужна, иначе чистые «гликоли», замерзнут уже при – 13 °С. Применяют обязательно дистиллированную воду – чтобы не вызывать на стенках патрубков и радиаторов накипи.

Присадки. В основном это антикоррозионные – делятся на четыре вида: — лобридные, карбоноксилатные, гибридные и традиционные.

Это основной состав антифриза, если с первым и вторым пунктом все понятно, то вот третий пункт (присадки) нуждается в дополнительных пояснениях.

Антифризы и стандарты

Единого стандарта на антифризы и их обозначение нет. В каждой стране используется свой. Например, в США для этиленгликолевых жидкостей действует норма соответствия ASTM, а для пропиленгликолевых – SAE. Volksvagen ориентируется на допуски G11, G12, G12+. В Японии в обозначении указывается даже цвет антифриза. В нашей стране имеется ГОСТ, но разрабатывался он еще при СССР и теперь на него никто не смотрит.

Впрочем, каждый производитель вводит собственные стандарты на состав, цвет и обозначение антифриза, поэтому рядовому потребителю порой сложно сориентироваться в этом беспорядке.

Про коррозию

Опять многие из нас с вами «наступают на свои же грабли», думая — что если этиленгликоль спирт, то он никак не будет окислять и реагировать со стенками патрубков и радиаторов. Но это не так! Смешиваясь с водой, он представляет из себя — высоко коррозиактивный состав! Если его не «изолировать» — присадками, то он будет разъедать стенки металлических патрубков и радиаторов, начнет проявляться ржавчина, причем настолько быстро – что уже через несколько месяцев возможны течи.

Для предотвращения такого процесса и нужны присадки, это ОБЯЗАТЕЛЬНО! То есть они как бы усмиряют смесь этиленгликоля и воды.

Классификация антифризов VolksWagen

Знакомые многим автолюбителям названия антифризов «G11», «G12», «G13» и их составы были придуманы концерном VolksWagen.

G11 (VW TL 774-C)

ОЖ, предназначенная для некоторых отечественных и зарубежных автомобилей, выпущенных до 1996 года. В состав включены присадки на основе минеральных веществ: солей азотной, фосфорной, силикатной и борной кислот. Так как защитный слой разрушается под воздействием вибрацией, рекомендуется производить ежегодную замену такого антифриза. Максимальный срок — 3 года.

G12 (VW TL 774-D)

Карбоксилатный состав, обладающий хорошей способностью предотвращать коррозионные процессы на поверхности деталей системы охлаждения. Не содержит нитритов, силикатов и фосфатов. Запрещено смешивать с антифризами G11.

G12+ (VW TL 774-F)

Более совершенный карбоксилатный состав на основе этиленгликоля. Одним из преимуществ является возможность смешивания с G11, однако в этом случае срок службы сокращается до 2 лет.

G12++ (VW TL 774-G)

Новейший карбоксилатный антифриз, который помимо органических присадок содержит силикатные компоненты. Иногда такой состав называют гибридным. Можно смешивать с любыми ОЖ «G»-серии.

G13 (VW TL 774-J)

Основное отличие от антифризов серии G12 — другая основа, а именно — пропиленгликоль, который является более экологичным веществом, нежели этиленгликоль. Поэтому его не рекомендуется смешивать с другими антифризами. В редких случаях можно смешивать с G12+ и G12++

Можно ли заливать антифриз G12 вместо G11

Полная замена антифриза G11 на карбоксилатный G12 возможна только в том случае, если детали двигателя не содержат цветных металлов, таких как медь или латунь. Именно поэтому при выборе антифриза мы рекомендуемся придерживаться рекомендаций производителя вашего автомобиля.

Есть ли альтернативы?

Длительное отключение электричества зимой само по себе — чрезвычайная ситуация. На этот случай лучше иметь резервный источник питания или альтернативные методы отопления. Рассчитав прогнозируемые траты на обеспечение бесперебойного отопления, можно сравнить их со стоимостью антифриза. Антифриз имеет определенный срок службы, а значит, его придется периодически менять — в среднем раз в три года.

Вода в системе отопления не замерзнет сразу после отключения электричества. У вас будет по крайней мере несколько часов на то, чтобы принять меры. Настоящий форс-мажор — если электричество отключат надолго в ваше отсутствие. Многое зависит от материалов дома, его утепления и утепления труб. Некоторым домам для полного размораживания может потребоваться несколько дней.

Выводы:

  1. Вода намного лучше подходит для систем отопления, чем антифриз. Большинство котлов проектируется и производится для работы с водой в качестве теплоносителя.
  2. При всех преимуществах воды нужно помнить о качестве. Ее нужно специально подготавливать или использовать дистиллированную.
  3. Вид теплоносителя (вода или антифриз) нужно выбирать на стадии проектирования отопительной системы дома.
  4. Если склоняетесь к антифризу, нужно учесть все проблемы, которые он может вызвать. Убедитесь, что агрегаты системы отопления и ее поверхности могут использоваться в контакте с выбранным химическим составом.
  5. В случае долгого отсутствия тепла антифриз спасет только систему отопления, но под ударом окажутся водопровод и канализация. Если у вас нет «плана Б», серьезных убытков не миновать. А если он есть — то и необходимость в использовании антифриза сомнительна.

Типы антифризов для отопления

Антифриз для отопления создан на основе водных растворов этиленгликоля и пропиленгликоля. Эти соединения в чистом виде представляют собой достаточно агрессивные среды для отопительных систем. Однако существуют специальные присадки для защиты от коррозии, появления пены, накипи, повреждения отдельных элементов сети и арматуры.

Эти присадки значительно увеличивают термическую стойкость, которая обеспечивается в диапазонах температур от – 70 до + 110 °С. Отмечается отсутствие термической деструкции даже при температуре + 165 — + 175 °С.

Антифриз в системе отопления нормально реагирует на материалы, которые применяются в отопительных сетях:

  • резина;
  • эластомеры;
  • пластик.

Этиленгликолевые антифризы

Отечественные антифризы для систем отопления, которые широко представлены на рынке, созданы на основе этиленгликоля.

Они изготавливаются в таких вариантах исполнения:

  • температура замерзания в – 30 °С;
  • температура замерзания в – 65 °С.

Заполнение системы отопления антифризом начинается с приготовления раствора. Для этого его необходимо своими руками разбавить водой. Цена этиленгликоля невысока, поэтому антифриз на его основе обычно не очень дорогой.

Существенный недостаток этиленгликоля – высокая токсичность как при попадании на тело, так и при вдыхании испарений. Смертельная доза этого вещества для человека составляет 250 мл.

Этот недостаток ограничивает использование антифризов на основе этиленгликоля в двухконтурных сетях теплоснабжения, в которых теплоноситель может попасть в контур для горячей воды. Поэтому применения таких антифризов ограничивается только одноконтурными системами отопления.

Пропиленгликолевые антифризы

В конце прошлого века на рынки западных стран поступили нетоксичные антифризы, которые изготавливались на основе пропиленгликоля. Преимущество этих антифризов – полная безвредность. Это качество является самым важным для двухконтурных систем теплоснабжения. Эти антифризы тоже появились на нашем рынке. Инструкция позволяет их использовать при температуре до – 35 °С.

Пропиленгликоль является утвержденной пищевой добавкой Е1520, которая часто встречается в кондитерских изделиях в качестве агента, который способствует смягчению, удержанию влаги и дисперсии вещества.

Триэтиленгликолевые антифризы

При высоких рабочих температурах (до 180 °С) применяют антифризы на основе триэтиленгликоля. Это вещество имеет высокие показатели температурной стабильности. Однако такие теплоносители не являются продукцией для широкого использования. Обычно триэтиленгликолевые антифризы используются в специальных системах отопления, в которых радиаторы отопления для антифриза также рассчитаны на высокие температуры.

Незамерзающие жидкости как теплоноситель

Использование антифриза в устройствах для отопления более актуально для суровых зим, характерных для средней климатической полосы. Он обладает гораздо более низкой температурой замерзания, в сравнении с простой водой, что позволит надежно уберечь обогревательную установку от повреждения вследствие замерзания жидкости, даже если электричество или газ отключили на длительный срок. Уникальные свойства жидкости, а также дополнительные присадки, оберегают трубы от образования накипи и коррозии. В нашем климате антифриз безоговорочно является оптимальным вариантом для заправки отопительных устройств.

Что такое антифриз? Основным компонентом здесь выступает пропиленгликоль либо этиленгликоль, к которому добавлено значительное количество воды, а также целевые присадки.

Концентрация пропиленгликоля в составе антифриза определяет его морозоустойчивость, чем его больше, тем ниже должна быть температура начала процесса кристаллизации состава. Для снижения коррозийного эффекта теплоносителя применяются специальные ингибиторы — химические составы, тормозящие процесс вступления жидкости в реакцию с металлом и другими веществами. Чтобы предотвратить образование осадка, в состав включают ингибитор накипеобразования, который не позволяет образовываться пене в процессе циркуляции и снижает риск растворения и набухания уплотнителей.

Антифриз, как теплоноситель для отопления, не замерзает в пределах рабочего диапазона температур, если же отвердение все же произошло, то он не расширяется как вода и не провоцирует разрушение отопительной установки. Замерзая, он становится гелеобразным и не меняет объем, возвращение в жидкое состояние не несет никаких последствий для теплоносителя и оборудования.

Сегодня в специализированных магазинах можно найти антифризы с минимальной температурой -65 или -30 градусов. В случае необходимости концентрация состава может быть изменена добавлением в него дистиллированной воды. Химический состав жидкости рассчитан на эксплуатацию в течение 10 сезонов или 5 лет, по прошествии этого времени весь антифриз в системе необходимо сменить.

При многочисленных достоинствах антифриза не стоит забывать о его недостатках. Если сравнивать рабочую температуру незамерзайки и воды, то оказывается, что теплоемкость незамерзайки более чем на 15% ниже, следовательно, она хуже накапливает тепло и хуже отдает его. Поэтому потребитель вынужден покупать более мощное тепловое оборудование и тратить больше ресурсов для поддержания нужной температуры. Ввиду повышенной вязкости антифриза, а она выше в 5 раз в сравнении с водой, для поддержания необходимого напора потребуется применение мощного циркуляционного насоса. При этом расход электроэнергии увеличится на 10%. Помня о том, что антифриз не расширяется при замерзании, стоит учитывать, что при нагреве его тепловое расширение гораздо больше, нежели у воды, поэтому при его использовании необходим расширительный бак большего объема. Кроме этого, при перегреве антифриз может безвозвратно потерять свои свойства.

Специалисты рекомендуют определяться с типом теплоносителя еще до установки системы отопления, именно такой подход гарантирует долгий срок службы всех приборов, спонтанная переквалификация может быть чревата серьезными неприятностями и затяжным ремонтом.

Химический состав незамерзайки довольно агрессивен: она вступает в реакцию с оцинкованными поверхностями, нанося непоправимый вред техническим элементам, вместе с этим такое соседство меняет состав теплоносителя и способствует образованию осадка, который может блокировать всю систему. Резиновые прокладки также чувствительны к такой среде, поэтому их придется менять гораздо чаще, нежели при использовании водяного отопления.

Экологичность антифриза также создает множество вопросов во время использования. В процессе движения по трубам незамерзайка может вспениваться, что может провоцировать сложности при регулировке и балансировке системы. Владельцу дома, отапливаемого при помощи антифриза необходимо всегда иметь в запасе канистру с химикатом, чтобы в случае утечки быстро восполнить недостаток.

Подготовка раствора и его заливка

Для того чтобы добавить тосол в систему отопления дома нужно правильно подобрать его состав. Все производители выпускают уже готовые к заливке жидкости. Температура, при которой происходит кристаллизация, указывается в названии. Например – А40-М (-40°С)

Важно знать, что уже готовый тосол разбавлять водой нельзя. Для этого нужно использовать специальные концентраты, на 95% состоящие из этиленгликоля

Готовим раствор тосола для отопления

Для правильной заливки тосола в систему отопления лучше всего использовать концентрат. Это дает дополнительные преимущества, так как можно самостоятельно выбрать соотношение антифриза к дистиллированной воде. К тому же чаще можно встретить подделку уже готового раствора, чем концентрата.

Сначала необходимо определиться с минимальной температурой, при которой не будет наблюдаться эффект кристаллизации теплоносителя. Для этого нужно знать соотношения тосола для отопления дома к воде. Они представлены в таблице.

Отношение концентрата к водеТемпература замерзания, °С
1:1-40
2:3-30
1:2-20

Но сначала нужно проверить – можно ли заливать этот тосол в систему отопления. Для этого в небольшой прозрачной емкости (стеклянной) делаем раствор и оставляем его на несколько дней при комнатной температуре. По истечении этого срока в жидкости не должны наблюдаться осадок или пенообразование. Если же это присутствует – качество концентрата очень низкое.

Заливка тосола в систему отопления

Определившись, что именно эту марку тосола можно залить в отопление – приступают к подготовке системы. Сначала спускают весь теплоноситель. Если до этого в трубопровод был залит антифриз – его ни в коем случае нельзя смешивать с новым раствором.

Затем выполняются такие действия:

  • Тщательная промывка труб и радиаторов. Перед тем как добавить раствор тосола в систему отопления дома нужно убрать все внутренние загрязнения. Лучше всего выполнить несколько цирков до того момента, пока вода не будет полностью чистая;
  • Проверка всех соединений и стык труб. Обязательно нужно заменить резиновые прокладки;
  • Опрессовка – необходима для проверки системы на возможное повышение нормального давления. Таким способом можно выявить элементы со скрытыми дефектами;
  • Заливка тосола для системы отопления с помощью специального насоса.

Во время выполнения этой процедуры нужно соблюдать все правила безопасности. Помещение должны быть хорошо проветриваемое – открываются все окна и двери. Обязательно используется защитный костюм, респиратор и резиновые перчатки. Если во время заливки тосола в отопительную систему он попадет на открытый участок кожи – следует незамедлительно промыть его водой. При возникновении химического ожога – обратиться к врачу.

История создания охлаждающих жидкостей

Еще совсем недавно по историческим меркам в автомобильные радиаторы заливали обычную воду. Чтобы избежать ее замерзания в мороз, добавляли различные виды спирта. В частности, лучше всего себя показал в решении этой задачи этиленгликоль. Такая смесь не замерзала даже в серьезные морозы и в разы меньше была подвержена расширению, т. е. не было опасности, что она повредит радиатор и блок цилиндров.

Однако вскоре и у этиленгликоля выявили ряд недостатков. Главный из них был связан с сильной коррозионной активностью спирта, смешанного с водой. Нагретая охлаждающая жидкость буквально «поедала» металл ускоренными темпами. Проблему решили добавлением различных присадок, которые создавали на металлических поверхностях особый защитный слой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий